→ Орисса. Орисса (Одиша) Штат в индии орисса промышленность

Орисса. Орисса (Одиша) Штат в индии орисса промышленность

Территория нынешнего штата Орисса (столица - город Бхубанешвар ) - это часть древнего королевства Калинга. В 261 году д.н.э. Калингу завоевал жестокий царь Ашок. Но Калинга победила победителя - вскоре Ашок, умиротворенный здешней природой и жизнью, принял буддизм и стал последователем пацифизма.

7-13 век явился для Калинги расцветом архитектуры, сохранившиеся образчики которой сегодня разбросаны по всему штату. Независимость Орисса получила в 1936 году. Сегодня это в основном земледельчекская территория, со множеством небольших деревенек и местных "святых людей". Также здесь развита добыча полезных ископаемых. Две трети территории Ориссы - это докембрийские скалы, таящие в себе множество минералов, включая хром, железо, ванадий, доломиты, гранит и т.п.

Лучшее время для визитов - между октябрем и мартом. В этот период погода здесь очень приятная и располагающая к путешествиям и отдыху. Также это время, когда миллионы перелетных птиц прилетают сюда с севера, чтобы вить гнезда в лесах и на озерах Ориссы. Самая высокая температура - в мае-июле. В начале осени - несколько недель проливных дождей.

Орисса протянулась вдоль Бенгальского залива, и длина ее береговой линии - 482 км. Пляжи Ориссы славятся лучшими белоснежными песками в мире.

Пури

Пляж Пури - одно из четырех святейших мест Индии. И одна из вершин Золотого треугольника Ориссы. Но сегодня его золотые пески и грохот разбивающихся о берег волн Бенгальского залива привлекают сюда не только пилигримов, но и туристов отовсюду. Лучшее время для посещения - начало ноября. В это время здесь проводится традиционный Пури-фестиваль. Здесь популярны катания на катамаранах.

Балигхай

Пляж расположен в 8 км от Пури, в месте впаденя в Бенгальский залив речки Нуанаи. Окружен казуариновой рощей. Рядом расположен Исследовательский центр, изучающий морских черепах.

Конарк

Конарк знаменит на весь мир своим уникальным Храмом Солнца (13 век), который привлекает паломников со всего света. Каждый год в декабре возле него проводится танцевальный фестиваль в специально для этого построенном открытом театре. Событие собирает классических танцоров со всей Индии.

Конарк - более спокойный пляж, чем Пури, но воды здесь более непредсказуемы, даже опытные пловцы должны быть остророжны.

Гопалпур

Самое популярное место для любителей водных видов спорта. В прошлом - морской порт, Гопалпур является идеальным пляжем для морских прогулок под парусами и на катаманарах и окружен руинами древних портовых построек. В бывших складах сегодня устраиваются яркие танцевальные вечера и вечеринки, длящиеся до утра. Пляж облюбован состоятельными бенгальцами из Калькутты.

В последнее время, с увеличением потока туристов, Гопалпур отстраивается. Здесь возводятся новые шикарные отели, увеличивается количество торговцев сувенирами, открываются многочисленные рестораны. Но пока еще пляж не переполнен отдыхающими.

Чандипур

Еще один знаменитый курорт Ориссы. Это уникальный пляж, на котором дважды в день вода во время отлива отступает на 5 километров, а затем возвращается на исходные позиции. Так что здесь можно наблюдать, как море исчезает у вас на глазах. Отлив оставляет после себя ракушки, крабов и другую морскую живность, которую всегда интересно рассматривать. Пляж окружают песчаные дюны и заросли казуарин.

Если вам надоело загорать или плавать в море, вы можете арендовать рыбацкую лодку и отправиться в однодневное путешествие вдоль залива до впадения в него речки Будхабаланга. Также здесь предлагают поездки на джипах, а профессиональные труппы регулярно устраивают для отдыхающих танцевальные представления.

Парадип

Парадип - крупный морской порт, играющий важную роль в индийской торговле. Пляж окружен хвойными лесами. В дельте реки Маханади расположено множество живописных островков и прохладных ручьев. Прекрасное место для водных прогулок.

I. Россия – Индия

Индия является одной из самых древней сохранившихся цивилизаций. Выдающиеся умы прошлого века говорили о грядущем гармоничном сочетании древней мудрости Индии с творческой энергией исторически молодого народа России (СССР):

Свами Вивекананда – выдающийся индийский философ и общественный деятель, говорил: "Россия станет лидером и поведет за собой весь мир, но путь ей укажет Индия". В его работах указывается, что будущее возрождение планеты начнется с России.

Е. И. Рерих говорила: "Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира. Гибель России есть гибель всего мира".

Н. К. Рерих называл Индию духовной сестрой России.

Махатма Ганди : «Россия спасет мир, но путь ей укажет Индия».

Движение России и Индии навстречу друг другу – это движение к собственным истокам :

Предками большинства населения Северной и Центральной Индии были арии , начавшие миграцию в Индостан с территории нынешней России и Средней Азии во II тысячелетии до нашей эры.

Первым европейцем, достигшим берегов Индии, стал именно русский человек, тверской купец Афанасий Никитин .

Индия – естественный геополитический союзник России. На протяжении веков между ними никогда не было никаких конфликтов, никаких противоречий, никаких столкновений интересов, а лишь инстинктивно – глубинная тяга друг к другу.

II. Благословенная Орисса

Штат Орисса на карте Индии

Уникальность штата Ориссы в следующем:

1. В Ориссе впервые прозвучало Учение Шамбалы Калачакра-тантра , которую не только можно, но и нужно рассматривать не только как технику достижения просветления (состояния Будды), но и как учение о счастливой семье на уровне всей цивилизации. Человеком, вернувшим Учение Шамбалы людям, стал индийский мастер Чилипа из Ориссы. Он много путешествовал в поисках Шамбалы, долгими часами размышлял о ней и Калачакре. В итоге, в 966 году он возвращается в Индию, получившим одно из высших посвящений и ставший одним из величайших знатоков тантры за пределами Шамбалы. Как явное доказательство посещения "земли святых" он принес с собой свитки с "Великим комментарием" кулики Пундарики, одного из правителей Шамбалы, к Калачакре-тантре. Если взглянуть на это учение без монашеских установок, его суть будет заключаться в гармоничном союзе двух начал, т. е. мужского и женского. В переводе с санскрита, «Шамбала» означает «источник счастья» . С точки зрения развития всей человеческой цивилизации, личное и семейное счастье является главным. Без продолжения рода любая цивилизация быстро вымирает. Живя в современном мире, имея семью и работая над собой для построения гармоничных отношений, человек проделывает не меньшую духовную работу, чем ушедший из мира гималайский монах.

2. Орисса – это часть древнего королевства Калинга . Первый индийский император Ашока после завоевания этой страны принял буддизм с его главной идеей гармонии и ненасилия. В 261 году до нашей эры Ашока вторгся в пределы Калинги и подчинил ее. Но эта победа досталась ему ценой такого страшного кровопролития, что царь изменил свои убеждения, принял буддизм и остаток жизни проповедовал мир и ненасилие. Остатки построенной в Ориссе колонны Ашоки, на которых были высечены его указы и наставления народу, сегодня превращены в лингам Шивы в храме Бхаскарешвары в столице Штата. А венчающая эту колонну львиная капитель Ашоки (являющаяся гербом современной Индии), сейчас находится в Государственном музее. В Дхаули, который находится у главной дороги в Пури, находится наскальный эдикт Ашоки, увековечивающий битву 260 г. до н. э., которая дала императору власть над восточными морскими портами и позднее позволила его миссионерам распространять буддизм (государственную религию Ашоки) по всей Азии. В свое время дед Ашоки – Чандрагупта служил Александру Македонскому . После смерти Александра в Вавилоне в 323 году До нашей эры, Чандрагупта завоевал престол Магадха – древней страны в Индии, на побережье Индийского океана, часть ее территорий сегодня занимает штата Орисса. В конце жизни Чандрагупта отказался от трона и принял аскезу, закончив жизнь от самоголодания.

3. Владимир – древняя столица Руси и Бхуванешвар – нынешняя столица штата Орисса имеют общий смысл названий, связанный с владением миром: Владимир означает «Владеющий миром» , а Бхуванешвар – «Властелин мира» . Между Владимиром и Бхуванешваром ведется работа по официальному оформлению статуса этих городов как городов-побратимов.

4. Орисса является одним из самых почитаемых священных мест индуистов. Ее можно назвать сердцем Индии , в ней сохранились самые древние традиции этой страны.

5. Существуют версии, что Иисус Христос был в Ориссе и проходил обучение в Пури в Храме Джаганат («Создатель Вселенной»), который является одним из четырех самых почитаемых храмов Индии:

В 1894 году русский журналист Николай Нотович опубликовал загадочную и дерзкую книгу под названием «Неизвестная жизнь Иисуса Христа », в которой изложил содержание найденной им в 1888 году древней рукописи, хранившейся в буддийском монастыре Хемис , расположенным на Севере Индии, в Ладаке , который является частью Кашмира. Ладак является западной частью Тибетского плато и закрыт высочайшими горными массивами нашей планеты – Главным Гималайским хребтом с юга и Каракарумом с севера. Переведенная на русский язык, загадочная рукопись называлась «Жизнь святого Иссы – лучшего из сынов человеческих». Это была рукопись на языке пали, переведенная, в свою очередь, с санскрита. Копии этого манускрипта находились во дворце Далай-ламы и в нескольких монастырях, включая Хемис, в который Николаю Нотовичу посчастливилось добраться в 1887 году. Русский журналист, естественно, захотел увидеть этот документ, но лама наотрез отказался. Однако так случилось, что когда Нотович уже уезжал из монастыря, он упал с лошади и повредил ногу. Он был вынужден вернуться и за ним стал ухаживать лама. Желая как-то утешить своего гостя, лама принес ему желанную рукопись. Нотович также сумел найти переводчика и записал с его слов всю историю Иссы. Именно на основе этих записей он опубликовал свою книгу.

Следует отметить, что в Коране Христос именуется Иссой, и вообще, «иша» – это корень санскритского слова «Ишвара», что означает буквально «Верховный Повелитель». Это слово не случайно присутствует в названии столицы Ориссы городе Бхуванешвар («Властелин мира»). Из древней рукописи, найденной Нотовичем, явствует, что Иисус в течение шести лет изучал священные книги Индии (Веды), а также учил других, в том числе в Пури. Именно там начала формироваться его философия. Он увидел, что ведические знания имеют огромную ценность, однако могут быть неправильно использованы. Так, жрецы-брахманы эксплуатировали низшие классы, особенно шудр, проповедуя, что ведические знания предназначены только для высших сословий. Иисус взял на себя задачу исправить положение и стал распространять ведические знания среди шудр. Так началась его деятельность как религиозного реформатора. Тогда, движимые желанием отомстить, брахманы из нынешнего штата Орисса организовали заговор с целью убить Иисуса. Было совершено несколько покушений на жизнь Иисуса, которые не удались. В результате он покинул Пури, чтобы никогда туда не возвращаться. Затем Иисус совершил путешествие в Непал. Там, высоко в Гималаях, он провел еще шесть лет, преподавая духовную науку. Потом отправился в Персию, где выступал против концепции двух богов: бога добра и бога зла. «Есть только один Бог, - учил Иисус, - и это Отец наш Небесный». В рукописи найденной Нотовичем также утверждалось, что могила Иссы находится тоже в Индии.

Следующим человеком, кто оповестил всему миру о существовании рукописи об Иссе, был Абхедананда Свами – ученик Рамакришны (1836 – 1886 гг.) – одного из наиболее почитаемых религиозных лидеров Индии. Другим учеником Рамакришны был Свами Вивикананда , сказавший, что «Россия станет лидером и поведет за собой весь мир, но путь ей укажет Индия ». Абхедананда Свами был знаком с книгой Нотовича, однако он не верил ей. В 1922 году он сам отправился в Гималаи и посетил тот самый буддистский монастырь. Какого же было его удивление, когда он воочию увидел эту рукопись, и когда он попросил перевести ее на бенгали (его родной язык), ее содержание практически не отличалось от книги русского журналиста. Абхедананда Свами написал о своем путешествии в книге "Из Кашмира в Тибет ".

Однако на Западе все равно продолжали оставаться скептики, поскольку и Нотович, и Абхедананда не знали пали и пользовались лишь переводами. Данный вопрос раз и навсегда решили Николай Константинович Рерих и его старший сын Юрий . Последний был известным ученым-языковедом, знавшим несколько десятков языков и наречий. В 1925 г. они также увидели и перевели «Тибетское Евангелие », о чем сохранились записи в дневниках экспедиции и в изданных впоследствии ее материалах. Н. К. Рерих написал в книге «Алтай-Гималаи » о пребывании Иисуса Христа в Тибете и Индии : «Буддийский монастырь хранит учение Иисуса, и ламы отдают почтение Иисусу, здесь прошедшему и учившему. Если кто-либо будет слишком сомневаться В существовании таких документов о жизни Христа в Азии, то, значит, он не представляет себе, как широко были распространены в свое время несториане и сколько, так называемых, апокрифических легенд ими было распространено в древнейшие времена. И сколько правды хранят апокрифы! Ламы знают, что Иисус, проходя по Индии и Гималаям, обращался не к браминам и кшатриям, но к шудрам – к трудящимся и униженным. Записи лам помнят, как Иисус возвеличил женщину – Матерь Мира. Ламы указывают, как Иисус отрицательно относился к так называемым чудесам. Записи лам говорят, что Иисуса убил не еврейский народ, но представители римского правительства. Империя и богатые – капиталисты – убили Великого Общинника, несшего свет и трудящимся и бедным. Путь подвига Света!».

В книге американского автора Леви Х. Доулинга «Евангелие Иисуса Христа эпохи Водолея» середины XIX века также утверждается, что Иисус Христос был в Пури , куда его пригласил некий принц из Ориссы по имени Раванна, путешествовавший по миру в поисках мудрости. Иисуса принимают учеником в вышеуказанныЙ храм Джаганнатх, в котором он изучает Веды и основные законы Индуизма. Иисус проводит в храме Джаганнатх 4 года, причем не только в качестве ученика, но и, в свою очередь, разъясняя брахманам свое понимание истины, мудрости, спасения и веры. Возможно, действительно в Пури, в храме Джаганнатх, пересеклись древний индуизм и раннее христианство, у которых главная идея одинакова – «Бог есть Любовь».

Кашмирская гипотеза утверждает, что после распятия Иисус вернулся в Индию. Немецкий журналист А. Фабер-Кайзер был настолько уверен в правильности этой гипотезы, что написал захватывающую книгу «Иисус умер в Кашмире », в которой повествуется о том, что после распятия Иисус остался жив и снова отправился на Восток, на этот раз под именем Юз Азаф. Поселившись в Кашмире, Иисус женился, прожил долгую жизнь и умер своей смертью в преклонном возрасте. Еврейская община в Шринагаре, столице Кашмира, из поколения в поколение сохраняет благоговейное отношение к склепу, считая, что в нем захоронен Иисус.

Другой немецкий автор Хольгер Керстен в своей книге «Иисус жил в Индии » (2006) предоставил множество теологических, археологических и исторических доказательств, реконструируя неизвестную жизнь Иисуса до его распятия и после. Автор пытается понять, кем был этот человек на самом деле, откуда пришел и куда ушел. Действительно, что делал Иисус между 12 и 30 годами своей жизни? В Евангелиях нет никакой информации об этом, а между тем каждый год человека, который изменил историю всей планеты, достоин самого пристального внимания и изучения.

6. Первыми учениками Будды стали два купца из Ориссы – Тапусса и Бхаллукха.

7. В Ориссе переплелись индуизм, буддизм и христианство.

8. Имея процветающие морские порты на побережье, Орисса уже с V века до нашей эры несла по всей Юго-Восточной Азии достижения блистательной индийской цивилизации. Считается, что первый царь Цейлона Виджая был родом из Ориссы .

9. Столица штата Орисса город Бхубанешвар – важный центр индуистского паломничества. Его часто называют «столицей храмов Индии ». Почти за две тысячи лет – в период с III века до нашей эры по XVI век нашей эры здесь было построено более 7000 индуистских храмов . Сегодня сохранилось лишь порядка 500 из них. Главный храм Бхубанешвара посвящен Шиве, о чем можно догадаться даже из его названия – Шивалингам . Само название города – «Владыка мира» является эпитетом Шивы. В индуистской религии лингам или фаллос, или мужской детородный орган в стадии эрекции является символом созидательной силы мироздания, символом неизбежного торжества жизни над смертью. Кратко, суть индуизма – это фраза «бог – это любовь », но не только и не столько эротика и сексуальность, а любовь детей к родителям и родителей к ребенку, любовь мужчины к женщине, супруги к мужу, слуги к господину, любовь к природе. Более того, в любви женщины и мужчины на первый план выдвигается нежность, почитание, чистота чувств.

10. Орисса – родина танца Одисси , или иначе Орисси. Орисса славилась своими танцовщицами, создавшими особый стиль танца, который существует и поныне. В наше время проходят ежегодные фестивали танца Одисси / Орисси – потрясающее и неповторимое зрелище.

11. В Ориссе расширяется не только культурное, но и экономическое сотрудничество между Россией и Индией в частности в области производства титана и других металлов, используемых в космической и других сферах. Как известно, Титаны – боги первого поколения, рожденные от брака земли Геи и неба Урана. Имя "титаны" – догреческого происхождения и связанно с солнечным жаром или владычеством, т. е. не случайно в Ориссе был построен Храм Бога Солнца в Канораке, а ее столица была названа Бхубанешвар, что означает «Властелин мира». Если углубиться в истоки нашей цивилизации, выросшей из Шумера, то само название «Титан» происходит от шумерского слова ТИ.ТИ.АН , имеющее два значения – «Дыхание жизни Ану» (сыновья Ану – Нефелимы), а также «Духи Звёзд» (Звёздные Люди).

III. Священный город Пури

Храм Джагонат в Пури

1. В Пури, расположенном на берегу Индийского океана, находится один из четырех самых почитаемых храмов Индии , посвященный богу Джаганат и носящий его имя. Построен в ХI – ХIII веках нашей эры, т.е. в период становления Владимирской Руси . Бог Джаганат – «Создатель Вселенной » – одно из проявлений бога Кришны , открывшего миру учение о Йоге на Курукшетре.

2. Ежегодно в Пури проводят фестиваль колесниц или Ратха-ятра, который является одним из древнейших праздников на планете . Его возраст, согласно ведическим писаниям, составляет, по меньшей мере, 5000 лет, хотя представители современной индологии помещают датировку начала традиции в III век до нашей эры. Шествие колесниц символизирует возвращение Кришны в образе Джаганата, а также Его брата Баларамы и Его сестры Субхадры во Вриндаван , где прошло Его детство. В фестивале принимают участие до миллиона человек. Уже много лет подряд этот праздник проходит во Владимире , чье название, как и Джаганат, означает «Владеющий Миром». Шествие по улицам Владимира сопровождается пением ведических гимнов и разбрасыванием с колесницы фруктов и сладостей. По традиции, Ратха-ятра приурочивается ко Дню индийской культуры, проводимому ежегодно во Владимире. Для шествия наряженной Колесницы с шатром высотой около 7 метров, на которую водружается алтарь Господа Вселенной, власти предоставляют аллею в центральном парке. В России, помимо крупных городов, Ратха-ятры проводятся даже на Кавказе , что, по мнению устроителей праздника, должно способствовать гражданскому примирению в регионе.

3. Многие верят, что Пури – это один из городов, где обретают спасение (мокша-пури) и как считается, одна из обителей Бога на Земле.

Дворец Махараджи в Пури

4. Во Дворце Махараджи можно увидеть огромный портрет Махараджи Кералы, выполненный нашим соотечественником Николаем Рерихом .

5. В прошлом, Пури был центром паломничества буддистов , которые прибывали почтить зуб Будды .

6. Сегодня здесь находится популярный бальнеологический курорт.

IV. Храм Солнца в Конараке

В 33 километрах от Пури и в 66 км. от столицы Ориссы города Бхуванешвара, находится местечко Конарак, где расположен знаменитый Храм Солнца (Сурьи), считающийся одним из красивейших религиозных сооружений мира и входящий с 1984 года в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО:

Храм Солнца в Конараке, или Черная пагода , как называли ее раньше европейцы, считается высшим достижением архитектуры штата Орисса и шедевром мирового значения. «Конарак» на санскрите значит «угол солнца», то есть угол Ориссы, где почитают бога Солнца.

Храм напоминает гигантскую колесницу, в которой бог солнца, Сурья, каждый день совершает путешествие по небу с востока на запад . В основании колесницы, представляющей собой платформу четырех метров толщиной, вырублено 24 больших колеса, 12 с одной и 12 с другой стороны колесницы. Одни утверждают, что колеса призваны символизировать 24 часа , составляющие сутки, другие – что это напоминание о 12 месяцах года . Изначально впереди храма стояли статуи семи лошадей – по количеству дней в неделе . Ежегодно в апреле в Храме проходит фестиваль колесниц, называемый Ашокаштами.

Главным архитектором и главным скульптором был Садасив Самантарай Махапатра , местный житель, как и большинство мастеров.

Как и комплекс храмов в Кхаджурахо, Храм Солнца в Конараке называют в путеводителях "храмом любви" из-за их барельефов, посвященных теме раскрытия любви. И люди, и боги на стенах храма заняты или любовью, или приготовлением к ней. В их каменном послании из глубины веков звучит ясная мысль – земная любовь угодна богам. Эротические скульптуры украшают многие храмы Ориссы, построенные в X–XIII веках. В то время тантризм с его эротическими ритуалами оказал влияние на все направления индуизма, а Орисса является одним из самых священных городов многочисленных последователей этой религии. С другой стороны, эротические барельефа Храма Солнца не сильно вписываются а Тантру, если исходить из предположения тантриков о космическом единстве, макрокосмоса и микрокосмоса, достигаемого во время полового акта мужчины и женщины. Сцены группового секса, а также присутствие слуг, поддерживающих главных участников действия, не отвечают главной цели этого тантрического ритуала - превращение мужчины и женщины как бы в один неподвижный энергообменный узел с переходом обоих в некое психическое состояние. Вероятно, что в декоре храма Солнца в Конараке и храмов в Кхаджурахо нашло отражение что-то иное, возможно тайное, известное только узкой группе лиц. Возможно, что они решили по какой-то причине вынести на стены храмов тайное учение или подать знак потомкам. Никто толком не знает, почему храм был воздвигнут именно в этом месте, но известно, что еще до начала строительства храма это место считалось священным. Быть может это одно из мест сосредоточия древней мощной энергии, способной пробудить, как дремлющие духовные способности, так и дать мощнейший импульс к обновлению и восстановлению человеческого тела?

Бог Сурья в сапогах

Самым банальным было бы представить эти барельефы как представление людей того времени о счастье, здоровье, молодости, а еще хуже – жизнь и нравы царского двора. Но тогда зачем все это было нужно изображать на стенах храмов? Более того, фигуры не только выполнены с огромным мастерством, но их создателей еще отличало и чувство юмора . Например, на одном барельефе изображены три женщины , каждая на свой лад ублажавшая стоявшего мужчину, который избрал так и оставшийся непревзойденным метод стимулирования их изобретательности – в поднятой руке он держал мешочек с деньгами.

Индийские ученые говорят о влиянии на архитектуру Храма Солнца культуры скифов-солнцепоклонников , пришедших в Северную Индию в I веке и ожививших забытый к тому времени ведический культ Солнца в Индии. Историков удивляют сапоги бога Солнца - подобные носили скифы.

В связи со скифским следом в архитектуре Храма Солнца, заслуживает более пристального внимания само имя основателя буддизма, который был из сословия кшатриев (воинов). Будда Шакьямуни был родом из индоарийского (скифского) племени сакьев. Шакья (Сакья) – название рода, муни – мудрец. Таким образом, Шакьямуни (Сакьямину) переводится как мудрец из рода Шакьи (Сакьи).

Женоподобная фигура бога Сурьи, как и дошедшие до нас барельефы египетского фараона-реформатора Эхнатона, говорят о достижении ими уровня создания, выходящего за дуальность, в которой пребывает этот мир. Это – интеграция в своем сознании двух великих нераздельных начал Мироздания.

Высота Храма составляла не менее 70 метров (как символ вечной любви мавзолей Тадж-Махал ). Видимо не зря верхней частью святилища являлся круглый плоский камень, а завершала купол калаша – каменная ваза (чаша). Камень и чаша всегда были символами высокого служения эволюции человеческого сознания. Как подтверждение своей высокой миссии Рерихи получили от Гималайского Белого Братства и Камень Чинтамани – дар Ориона и Чашу Будды, содержащую в себе высокочастотную психическую энергию.

Свод Храма Солнца в Конараке поддерживают железные балки длиной более 10 метров, которые за 700 лет не тронула ржавчина . Многие восхищаются Железной колонной в Дели в Кутб-Минаре, а ведь ее высота чуть меньше 7 метров. Древний секрет выплавки нержавеющего железа, известный нашим предкам, нами пока не еще не раскрыт.



Достаточно удобно в Ориссу ехать (и, соответственно уезжать) из Колкаты или Райпура ночными поездами.

Столица штата - город Бхубанешвар. Железнодорожные пути чётко отделяют "Старый Бухбанешвар" от громадного нового города, построенного за последние полвека по строгому плану.

Главная улица Старого городе - Льюис Роад с массой магазинчиков и отельчиков. И даже супермаркетами -



И самой обычной торговлей арбузами -




Бхубанешвар знаменит своими древними храмами, выполненными в своеобразном стиле индийской культовой архитектуры. Когда-то их было 7 тысяч, большая часть была уничтожена мусульманскими захватчиками на пару с временем. Сейчас насчитывают то ли 400, то ли 500.

Наиболее крупные и известные находятся в южной части Старого города, осмотр лучше начинать с перекрёстка Льюис Роад и Танкапани Роад.

Налево вскоре будет Раджарани Мандир, единственный из храмов Ббс, который является музеем, открыт от рассвета до заката, 100 рупий.




По сторонам 18-метрового деула (башни храма) размещены статуи дикпалов со свитой.




Дальше по Танкапани, будет комплекс шиваистского храма Брахмешвара, над которым развевается шафрановый флаг.




И храм Бхаскарешвара в красивом парке.




Направо с перекрёстка за несколько минут доходим до Бинду Сагар ("Капля океана") – вырытого ещё в раннем средневековье пруда, содержащего воду из всех священных рек Индии.




На его берегах и стоит главный храм города – 54-метровый Лингарадж Мандир или Трибхубанешвара ("Повелитель трёх миров"). Нехинду туда не пускают, в своё время даже Индиру Ганди не пустили, так как жената она была на иноверце-парсе.

В окрестностях Бинду Сагар есть храмы менее известные, но более интересные.

Самый красивый из ранних орисских храмов - Парашурамешвара Мандир, построенный около 650 года.




И правда, очень интересные скульптуры. Вот, например, эти, на стенах джагомаханы, ещё не имевшей пирамидальной крыши.




Один-в-один медитирующий в позе лотоса Будда. Так здесь изображён шиваитский проповедник Лакулиша, вернувший Ориссу к истинной вере в 5-м веке. И в оформлении храма нередок сюжет "лев, побеждающий слона" – олицетворяет победу индуизма над буддизмом.

Ближе к Льюис Роад будет ещё один симпатичный парк. В нём имеется небольшой Муктешвара Мандир (около 900 года) с богато украшенными скульпутрой входными воротами (торана).




На той же террасе стоит в лесах Сиддхешвара Мандир, недостроенный в XI веке.




Из Бхубанешвара съездил в Удайгири и Кхандагири – джайнские пещерные монастыри, вырубленные пару тысячелетий назад в склонах песчаниковых холмов в окрестностях тогдашней столицы Калинги, Сисупалгарха.

Расположены они в 6 километрах северо-западнее современного Бхубанешвара, недалеко от хайвея на Колкату. Ехать от Калпана Сквер на авторикше где-то с полчаса, 120 рупий в один конец.

По высадке на дороге с массой лавчонок справа у нас будет Удайгири, а слева – Кхандагири. Сначала идём направо, где яркий газон приветствует нас.




Вход – 100 рупий.

От входа идти направо к самому большому и впечатляющему сооружению всего комплекса – пещере № 1 Рани Ка Наур ("Дворец царицы").




Двухэтажный пещерный комплекс известен резными фризами с разными зверями и джайнскими святыми.




Вторая по интересности пещера будет ещё дальше направо - № 10 Ганеш Гумпха ("Пещере Ганеши").




От пещеры Ганеши ступеньки налево ведут на вершину холма, где будет фундамент главного зала из чёрного камня.




Напротив входа в Удайягири широкая лестница ведёт вверх на Кхандагири, на вершине которого белеет джайнский храм Парсванатха, построенный в начале XIX века – он хорошо виден с вершины Удайгири.




Лестница оккупирована мартышками, корм для которых (в виде газетных кулёчков с орешками) продают за рупию мальчишки в начале подъёма. Мартышки оказались на редкость спокойны и воспитаны (не в пример индийцам) – вежливо брали протягиваемые им кулёчки, аккуратно их надрывали и не спеша поедали орешки.




В общем, всё чинно – очевидно, мартышкам на жизнь хватало за глаза, поэтому сами к туристам они не лезли.

Лестница выводит к серии пещер – довольно тусклых и невзрачных после Удайгири.




Из Бхубанешвара полтора часа автобусом до Пури на берегу Бенгальского залива Индийского океана, местного Сочи и местной Мекки (храм Джаганатха) в одном флаконе.




Местная туристическая инфраструктура сосредоточена на идущей парралельно берегу Чакратиртха Роад (сокращённо – Си-Ти Роад).




С неё пару минут ходьбы до океана.

Пляж в Пури – широкая песчаная полоса по берегу океана, тянущаяся на многие километры от рыбацкой деревни на запад.




Пляж не сильно обустроен. Несколько забегаловок под пальмовыми крышами, отдельные лошади и верблюды предлагают на себе покататься.

Немногочисленные белые загорают, многочисленные индусы больше бродят вдоль берега, фоткаются с белыми, кое-кто лезет в океан. Там сильнейшая прибойная волна.

Да, ещё по пляжу бродят отдельные подозрительные граждане, именующие себя "фишерменами", и знакомые с азами русского. Начинают свои предложения с катания на рыбацких лодках, затем – жемчуг, чёрный жемчуг, алмазы (качество демонстрируется на месте разрезанием стекла). И последний уровень предложения – марихуана, девочки, мальчики.




Погода летом в Пури описывается одним словом – "сауна". Под + 40 с безоблачным небом и почти 100 % влажности. Все вещи моментально становятся влажными и наотрез отказываются сохнуть. Ещё по расписанию, с 10-ти до 12-ти отключают электричество.




На восточном конце Си-Ти Роад заканчивается в рыбацкой деревне – нагромождение пальмовых хибар с вытащенными на берег лодками.




Так что в рационе местных жителей и гостей города большое место занимает рыба и морепродукты




Ещё с 2-х до 5-ти местные заведения закрываются на сиесту. И при входе в магазины (даже интернетни) в Пури положено разуваться, оставляя обувь у входа. Наверное поэтому в Пури царит довольно расслабушная атмосфера провинциального курорта.

Из Пури час езды автобусом до Конарака, храмового комплекса в честь Сурьи, бога Солнца, самой известной достопримечательности штата, внесенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО




Комплекс открыт от рассвета до заката, вход для иностранцев – 250 рупий.

За главным входом будет бхога-мандапа, лестницу на которую сторожат два колосса – львы-на-слоне.




Главный храм выполнен в традиционном орисском стиле, но если портик-джагамохана сохранился в целостности, то башня-деул рухнула более века назад.

Платформа храма представляет собой колесницу бога Солнца.




Так что самый запоминающийся элемент декора храма - громадные резные колёса.




Храм обильно украшен резной скульптурой, изображающих богов, героев, музыкантов, танцовщиц, животных, батальные и эротические сцены -




Конечно, не Кхаджурахо, но кое-что имеется, во всяком случае в ряде мест индийцы дружно останавливались и пальцами показывали.




С западной стороны над громадной кучей камней рухнувшего деула возвышаются ниши над маленькими дверцами с разными статуями.

Средний – сам бог Солнца Сурья из зелёного хлорита, в сапогах для верховой езды.




Помимо главного храма, есть на территории комплекса останки ещё пары храмов поменьше, а так же громадные статуи животных-хранителей.


На неспешный осмотр комплекса ушло около полутора часов, в сопровождении толп индийских туристов.



Бхубанешвар, столица штата, также является храмовым городом, в котором расположено более 500 храмов. Наиболее важными из них являются храм Лингараджа высотой 54 метра, храм Муктешвар с его знаменитой входной аркой и храм Парашурамешвара с его решётчатыми окнами.

Исторические места штата - Баудх (Бауда, Боудх, Бодх) с большой статуей Будды; наскальные указы Ашоки в Даули; Ранипур-Джхариал со своими храмами, посвящёнными 64 йогиням; руины буддийского комплекса в Ратнагири-Лалитгири-Удаягири, где процветал буддийский университет Пушпагири; скальные пещеры с богато украшенной резьбой в Кхандагири-Удаягири; храм Солнца XIII века на пляже в Конарке, созданное из скалы архитектурное чудо в форме колесницы с семью конями.

Религиозные достопримечательности Одиши - всемирно известный храм Джаганнатха Пури, храмы Балангира, Барипады, Кантило, Вираджа и храмы Швета-Вараха (белого воплощения Варахи) Джаджпура, а также храм Шивы на вершине холма в Капилаше на высоте 682 метра над уровнем моря с 1352 ступеньками к нему или по серпантинной дороге.

Интересными местами природы являются горячие серные источники в Таптапани и Атри, Чилика - крупнейшая лагуна в Индии и вторая по величине лагуна в мире; водопады Деогарх в Прадханпете; Гопалпур - древний порт и пляжный курорт. Плотина Хиракуд; Пхулабани, центр пояса проживания местных племён; пляж Чандипур; горная станция Кендуджхар (или Кеонджхар, 480 метров).

Заповедники дикой природы и национальные парки - это Симлипал, Тикарпара (Тикарпада), зоопарки Ушакотхи и Нанданканан с крупнейшим львиным сафари в Индии и единственный заповедником белого тигра.

Парадвип - крупный порт, Руркла - крупный металлургический завод и индустриальная столица штата.

С храмом Джаганнатхи была одна интересная реальная история у автора этой статьи. Когда я приехал первый раз в храмовый комплекс Шри Рангам в Тамилнаде в феврале 2004 г., на 4-ом периметре гопурамов (их там 7, это такие трапециевидные арки) меня тормознули охранники - "дальше только для хинду!", и я пошёл к администратору храма, в 10-минутной беседе надавив среди прочего на то, что индуизм - это убеждения, а не расизм, основанный на цвете кожи, и убедив его пропустить меня после рассказывания разных индуистских легенд. После special darshan-а (особого даршана, на пару метров ближе к главному мурти) за тогдашние 10 рупий, возле алтарной встречаю белокожего кришнаита в вайшнавской «спецодежде» и спрашиваю его на английском: "А ты тоже прошёл через беседу с администратором храма?" А он так гордо: "Нет, в этой [вайшнавской] одежде я могу свободно пройти в любой храм Индии!" "Что, и в Джаганнатх Пури?" ;) В одну секунду он заметно погрустнел, но потом с натужным энтузиазмом воскликнул: "Но ты можешь получить ту же пользу ("benefit") от даршана (лицезрения) чакры (диска) на вершине храма Джаганнатхи! Так говорили мои наставники". Было видно, что даже он сам в эту пургу (для белых) не верит, и в ответ на мой красноречивый взгляд (я точно в это не верил:) он смутился окончательно. Постепенно мы разговорились, выяснилось что его зовут Парамдхан (искконовское имя), родом он из Карловых Вар, но последние годы живёт в Англии. Мы расстались, я поехал дальше по храмам Тамилнаду. Через три месяца, в середине мая, приезжаю в Бадринатх , и в первый же день встречаю там Парамдхана! Он узнал меня, и его первыми словами было даже не "Привет", а "А я прошёл в храм Джаганнатхи!!!" "Каким образом?" "В отеле намазался чёрным кремом, замотался в простую индийскую одежду по максимуму, оставив неприкрытым только лицо, и примкнул перед храмом к группе деревенских индусов-паломников, так и прошёл". "А ты в курсе, что при подобной попытке прямо перед алтарной храма Джаганнатхи в 1994 убили известного искконовца-негра, якобы даже ученика Прабхупады? Он тоже замотался в одежду по максимуму, но его заметили брамины-служители уже на последнем рубеже перед алтарём, началась ругань, потасовка, и в служебном неистовстве для защиты храма от нечистого млеччхи брамины забили до смерти этого негра прямо там же. Шума в Индии тогда было много". Парамдхан переменился в лице и сказал: "А я этого не знал..." Было видно, что, расскажи я тогда ему эту историю в Шри Рангаме 3 месяца назад, даршана Господа Джаганнатхи он бы так и не получил;) Вот некоторые более поздние истории о храме Джаганнатхи в Пури на английском.

После завтрака отправление на экскурсию в Конарк - небольшой городок на берегу Бенгальского Залива знаменитый на весь мир благодаря огромному храму-колеснице божества Сурия.

Небольшое поселение Конарак славится знаменитым храмовым комплексом Солнца , который внесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия. Сейчас это не действующий храм, поэтому неиндуисты могут заходить на его территорию. Из двух частей святилища сохранилась только восточная часть - здание колонного зала для ритуальных танцев перед входом в основной храм.

Группа из семи мчащихся галопом лошадей и 24 украшенных резьбой колесниц (диаметр каждого колеса около 3х метров), сохранившиеся побокам приподнятой платформы, свидетельствуют о том, что храм был задуман в виде колоссальной колесницы бога Солнца - Сурьи. Все изображения на стенах комплекса, его пропорции и ориентация - глубоко символичны и с высочайшей точностью подчинены астрономическим явлениям. Храм Солнца, как и храмы Кхаджурахо, украшают изображения множества любовных пар, соединившихся в откровенных позах.
Здание храма некогда украшала башня 60-метровой высоты. Башня храма еще 100 лет назад служила маяком европейским морякам, отправляющимся в путь от побережья Ориссы. Они называли храм «Черной Пагодой». Сегодня она представляет собой груду развалин. Существует официальная версия о крушении этой башни и самого храма в результате очередного урагана, которых здесь бывает немало каждый год. Однако, удивительно, что с 13 века по 19 век ни один ураган не мог поколебать это грандиозное сооружение. Легенда же гласит, что внутри храма находились огромные магниты, которые дополнительно притягивали железные скобы-крепления в каменных блоках стен друг к другу. Английские колонизаторы вывезли эти магниты в Британию, после чего первый же ураган легко разрушил этот потрясающий шедевр архитектурой мысли. А металические скобы можно увидеть и сейчас в щелях стен храма.

  • Каждый год в декабре в Конарке проходит крупный фестиваль индийского классического танца , который проходит на фоне этого храмового комплекса. Современные танцовщицы, исполняющие танцы Махари на публике и на религиозных фестивалях, не являются храмовыми служительницами (так как это запрещено по современным законам Индии). Они не обручены с Божеством, их не пускают в главное святилище, но они делают это для изучения и сохранения традиции танца. Настоящие Махари были непревзойденными учителями своего искусства. Существовал обычай, по которому Махари удочеряли девочек и учили их танцевальной службе при храме. Таким образом, танец сохранял художественную чистоту и святость в течение 600 лет. Английские колонизаторы запрещали Махари танцевать в храмах, приравнивая их к проституткам, в результате чего культ Махари стал вырождаться.

Посещение деревни рыбаков, резчиков по камню и горшечников . На обратном пути в Пури посещение деревни художников и ремесленников Рагхураджпур . Мастера-ремесленники этой деревни специализируются в искусстве Пата-читра - искусстве росписи яркими красками по пальмовым листьям и тканям. Они хранят секреты, издревле передающиеся от отца к сыну. Это искусство достигло своего расцвета, в 16-м веке. Именно эта техника росписи повлияла на формирование письменности языка Ория. Можно побродить, полюбоваться красивыми росписями на стенахдомов, пообщаться с доброжелательными мастерами и посмотреть, как они создают Пата-читру (картины на ткани), гравюры на пальмовых листьях, мелкую скульптуруиз камня и дерева, игрушки и сувениры из кокоса, джута и дерева.

  • За дополнительную плату можно заранее забронировать индивидуальное танцевальное представление Готипуа ($210 с группы), существующее только в Ориссе. Этот тип танца исполняется только мальчиками, одетыми и украшенными как девочки-танцовщицы. Когда-то м альчики обучались искусству этого танца у храмовых танцовщиц Махари, но постепенно, в отличие от Махари, их выступления стали доступными для публики, в то время как настоящие Махари исчезли.

 

 

Это интересно: