→ Самые красивые монастыри в армении. Самые древние храмы и монастыри армении

Самые красивые монастыри в армении. Самые древние храмы и монастыри армении

Пожалуй, ничто так не передает истинный дух Армении, как величественные древние храмы и монастыри, большинство из которых расположены в самых живописных уголках страны: посреди зеленеющих холмов, в горах, вблизи крутых, скалистых обрывов и ущелий или на берегу высокогорного озера Севан. На относительно небольшой территории страны можно насчитать многие десятки удивительных по своей красоте храмов, монастырей, церквей и часовен, некоторые из которых включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и у каждого строения имеется собственная многовековая история. Позвольте представить Вам пять самых популярных туристических маршрутов для знакомства с этими историческими и архитектурными «богатствами» Армении.

Монастырский комплекс Эчмиадзин

Эчмиадзин, пожалуй, самое почитаемое святое место в Армении. С самого момента принятия христианства в 301 г.н.э. именно здесь находится резиденция Католикоса – Верховного Патриарха всех армян. Здесь же в музее-сокровищнице хранятся такие общехристианские святыни, как частица Ноева Ковчега и Гегард – Копье, которым пронзили ребра Христа. Эчмиадзинский комплекс включает Кафедральный Собор (начало 4 века), Храм Св. Гаяне (603 г н.э.), Храм Св. Рипсимэ (618 г н.э.), а также целый ряд древних монастырских построек.

Весьма популярный среди туристов монастырь Гегард (IV век н.э.) примечателен тем, что часть его здания высечена прямо в каменной скале. Храм, расположенный в живописном месте в горах построен около пещерного горного источника, поэтому вначале строение носило название «Пещерного храма». Позже храм был переименован в Гегард «Храм Святого Копья», в честь важной христианской реликвии, ныне хранящейся в Эчмиадзине. За свою историю монастырь перенес множество катаклизмов, несколько раз он был разрушен почти до самого основания, а затем восстановлен. Сегодня храм Гегард можно увидеть в его первозданной красоте и величии.

Хор Вирап

Монастырь Хор Вирап (648-2 г н.э.), находящийся близ самого подножия библейской горы Арарат, имеет весьма интересную историю. Согласно легенде именно здесь в глубокой темной яме 13 лет томился Григорий Просветитель, благодаря которому христианство было принято государственной религией Армении, и который стал первым Католикосом. Название монастыря переводится именно как «глубокая темница». Подземелье и сегодня находится прямо под зданием церкви на глубине 6 м, желающие могут спуститься туда по крутой винтовой лестнице и воочию увидеть место заточения великого Просветителя.

Монастырь Татев

Пожалуй, это самый красивый храмовый комплекс, сразу покоряющий своей поистине волшебной энергетикой. Изящное белое здание монастыря (конец IX века н.э.) располагается почти на самом краю крутого обрыва, и словно «парит над пропастью». К монастырю ведет пассажирская канатная дорога «Крылья Татева», которая пролегает над ущельем бурной реки Воротан на высоте более 300 м и является самой длинной канатной дорогой в мире. Путешествие на «Крыльях Татева» открывает перед пассажирами просто фантастическую панораму с видом на монастырь и окружающий горный пейзаж, так что дорога к храму подарит Вам не меньше незабываемых впечатлений, чем само посещение Татевского комплекса.

Храм Гарни

Пожалуй, любой список древних храмов Армении будет неполным без Гарни (I век н.э.) – единственного сохранившегося храма дохристианской эпохи. Гарни – храм эллинистического типа, посвященный языческому богу Солнца Митре. Во времена былого величия здесь находилась летняя резиденция армянских царей, руины древних дворцовых построек можно и сейчас видеть на близлежащей территории. В некоторых местах на развалинах стен даже сохранились остатки краски и фрагменты удивительной по красоте цветной мозаики. В 17 веке храм был до основания разрушен землетрясением, в 1970 году строение полностью восстановили, и сегодня Гарни является одной из главных достопримечательностей Армении.

Можно назвать сотни причин для поездки в Армению и одна из них это её безумно красивые монастыри. Им многие сотни лет, они воздвигнуты в необычайно живописных местах и вход в такие места принципиально бесплатен. Фотографии этих монастырей практичеcки стопроцентно поразят друзей и знакомых, а аккаунты в инстаграме и фейсбуке завалят лайками и восторженными комментариями.

Но не буду голословен. Расскажу вам, для примера, всего о трёх монастырях Южной Армении. Их можно посетить за один день, правда, для этого потребуется транспортное средство, ведь тогда придётся проехать почти 300 километров.

Позвольте представить – Хор Вирап (Khor Virap) , Новаранк (Novarank) и Татев (Tatev) ! Они – лучшие в этой части Армении!

Все представленные монастыри являются очень популярными среди туристов достопримечательностями, но если подняться пораньше и постараться не сильно тормозить в пути, можно успеть насладиться их видами почти в полном одиночестве. У нас это получилось лишь отчасти. В 9 часов утра мы были в самом близком от Еревана монастыре Хор Вирап. В тот момент здесь ещё было пустынно, хотя буквально через полчаса количество прибывающих автобусов с новыми тургрупами начало зашкаливать.


3.

Этот монастырь расположен на небольшом холме в 35 километрах от Еревана. Сюда едут, в первую очередь, из-за великолепных видов на Арарат. Вид монастыря на фоне легендарной горы смело можно назвать одним из самых растиражированных в мире. Не удержался и я сделать подобное фото, на которой за Хор Вирапом видны сразу две горные вершины – Большой и Малый Арарат.


4.

Очень интересна и история создания монастыря. 17 столетий назад в данном месте была расположена тогдашняя столица Армении город Арташат. За проповедование христианства здесь в глубоком колодце провёл в заточении 13 лет Григорий Просветитель.


5.

Позже он сумел излечить от безумия тогдашнего царя Армении Тиридата, благодаря чему тот провозгласил христианство главной религией своего царства. Сам же Григорий стал первым Верховным Патриархом всех армян, а после смерти одним из самых почитаемых здесь святых.

Позже над колодцем была построена часовня, получившая название Хор Вирап, что в переводе с армянского как раз и значит „глубокая темница”. Около тысячи лет назад здесь появился монастырь. Немногим позже духовная семинария. Все строения в Хор Вирапе не раз перестраивались в течении последующих веков. Теперь этот монастырь выглядит, как укреплённая крепость со мощными стенами и башнями.


7.

Внутри неё по центру возвышается церковь святой Богоматери, а рядом с ней расположена церквушка поменьше. Именно здесь внутри находится вход в глубокий колодец, вроде как, тот самый, где томился в заточении Григорий Просветитель.


8.

Туда стоит залезть, хотя это и не так уж просто. Обычно из желающих попасть вниз набирается неслабая очередь.


9.

На сам монастырь и близ лежащие окрестности открываются отличные виды с соседней скалы. Монастырь расположен у самой границы с Турцией. В другой стороне находится огромное действующее до сих пор кладбище. Сверху оно больше напоминает деревню, а его более древняя часть представляет собой множество беспорядочно разбросанный надгробий и хорошо просматривается сверху.


10.

В Хор Вирапе хотелось побыть побольше, но времени у нас было в обрез и вот мы уже спешим дальше. Через 100 километров пути наш автомобиль сворачивает с основной трассы в сторону монастыря Нораванк.


11.

Он был построен на средства местных князей Орбелянов около семи столетий назад. Этом монастырь очень необычен. Он располагается на уступе скалистого ущелья характерного красноватого цвета.


12.

Главной доминантой монастыря является необычная двухэтажная церковь Сурб Асивацацин. На её первом этаже находится семейная усыпальница, а на втором поминальный храм.


13.

Попасть на второй этаж можно по очень неудобной узкой лестнице без перил. Ступени очень высокие и совсем небезопасные. Добраться до верха можно лишь на четвереньках, спуститься вниз тоже. Со стороны это выглядит забавно, но в данном действии есть свой глубокий смысл, ведь путь к Богу не может быть простым.


14.

Наверху же находится просторная колокольня. И более ничего лишнего. Данная деталь касается интерьеров практически всех виденных мною здесь церквей.


15.

Эта церковь уникальна, ничего подобного нет практически нигде в мире. К её строительству приложил руки знаменитый местный скульптор и архитектор прошлого Момик. Разглядывая его удивительные детали и барельефы, можно застрять в Нораванке надолго.


16.

Здесь же находиться и множество хачкаров – знаменитых армянских каменных крестов, которые мне лично здорово напомнили .


17.

Не могу не сказать и об одном жирном минусе. Нораванк – удивительное по красоте место, но стоило бросить взгляд в сторону и было трудно не заметить кучи мусора на обочинах. Как глубокая религиозность армян сочетается с тотальной тягой оставлять после себя кучи мусора мне труднообъяснима.


18.

Как только мы собрались ехать дальше, то увидели подъезжающий к монастырю свадебный кортеж. Сначала мы обрадовались возможности увидеть армянскую свадьбу, но затем напряглись. Дело в том, что по местным традициям в подобном торжестве обычно участвует около 300 гостей. И на этот раз дорога от Нораванка оказалась полностью блокирована огромным числом автомобилей.


19.

Из этой пробки мы выбрались лишь спустя час, сильно отстав от своего графика. К монастырю в Татеве мы добрались уже под самый вечер, едва успев на последний рейс канатной дороги “Крылья Татева”.


20.

Построенная 7 лет назад эта канатка является большой гордостью Армении. За 11 минут на ней пути мы пересекли живописное ущелье реки Воратан и оказались на его противоположной части. Тот же путь на автомобиле можно преодолеть по узким серпантинам за один час. Конечной целью нашего пути был монастырь Татев. Этот комплекс строений также необычайно красив со стороны и напоминает волшебный замок, выросший прямо на острых отвесных скалах.


21.

Рядов с входом в монастырь местные жители продают всякие деликатесы. С появлением канатной дороги их бизнес здесь процветает.


22.

Монастырю уже больше 11 столетий. Некогда Татев был крупным просветительским центром. Здесь располагался университет и одновременно проживало до 1000 человек. Эту идиллию разрушили воины Тамерлана, которые сожгли монастырь почти шесть веков назад.


23.

Относительная труднодоступность Татева сыграла с монастырём злую шутку. Это красивейшее место долгое время было практически полностью заброшенным. Время и землетрясения не пожалели это место.


24.

Теперь здесь всё стремительно меняется. Монастырь понемногу обретает свои прежние черты.


25.

Было захватывающе интересно бродить по его пустынным помещениям с роскошными видами на ущелье и окружающие горы. Место это обладает магической притягательностью.


26.

Кстати, монастырь действует и в наши дни. Правда, монахов здесь всего двое. Работы им хватает. Территория здесь большая, помещений много.


27.

В данный момент идёт реставрация маленькой церквушки, которая была построена прямо на крепостной стене. Так что в скором будущем Татев станет ещё более привлекательным для глаз.


28.

Думаю, теперь вы хотя бы немного поняли, насколько Армения красива. При этом я рассказал лишь о нескольких её не самых главных достопримечательностях. Лично для себя я понял одно – в эту страну хочется вернуться, а это говорит о многом...


29.

P.S. Подписывайтесь на мою страницу

Армянская Апостольская Церковь недавно отмечала большой праздник - Обретение Святого Креста. Праздничная литургия в Эчмиадзине, где располагается резиденция духовного лидера страны – Католикоса, была отправлена с некоторым отклонением от традиции - участие в службе приняли... четыре монахини.


Несмотря на популярность и влияние Армянской Апостольской Церкви, армянские монастыри уже давно являются редкостью. Четыре участницы литургии, проходившей во второе воскресенье сентября в храме святой Рипсиме в Эчмиадзине – обитательницы единственного в мире армянского женского монастыря.


Женские монастыри в Армении почти перестали существовать после 4 века н.э., когда царь Пап приказал закрыть их, считая, что женщины должны выходить замуж, а не уединяться от мира, посвящая свою жизнь Богу.


Храм святой Рипсиме был воздвигнут в седьмом веке на том самом месте, где тремя столетиями ранее мученической смерти были преданы Рипсиме и 32 другие праведные девы. Так царь Трдат наказал Рипсиме за то, что она отказалась выйти за него замуж.


Монастырь Святой Рипсиме имеет одну особенность – здесь нет матери игуменьи, и монахини вверены заботам мужчины. «Все мы – дети Бога без различия пола и возраста», - сказал IWPR настоятель монастыря архимандрит Мартирос Погосян.


Отец Мартирос, чье имя в переводе с армянского означает "мученик за веру", является "черным монахом" и не имеет права жениться. По его словам, стезя, которую выбрали женщины, придя в монастырь, необычна, но сделали они это без принуждения. «Уход из мира – дело сугубо добровольное, никто этих женщин не заставлял избрать именно эту жизнь», - сказал он.


Стать монахиней совсем нетрудно, но приняты в монастырь будут только истинно верующие.


«Обитель не место для решения социальных проблем, мы не можем дать людям работу и средства к существованию. У нас даже нет монашеской иерархии, как, например, в Русской Православной Церкви, нет ни срока послушания, а тем более пострига. Мы считаем, если человек пришел к Богу – он это осознал", - сказал отец Мартирос.


"Я тоже человек и понимаю, что уход в монастырь – это своего рода бегство от ненормальной жизни, от неустроенности, может даже от себя».


Из четырех монахинь самой младшей 42 года, самой старшей – 56.


С мирянами монахини общаются редко, но это им не возбраняется. Они могут навещать родственников, съездить в город по надобности. Хотя, как призналась IWPR одна из монахинь, назвавшаяся Елизаветой, особой нужды в поездках в Ереван нет. «Мы живем тихо, ни в чем не нуждаемся, нам даже дают зарплату - 40 долларов в месяц по повелению Католикоса Всех Армян Гарегина II», - сказала она.


Обитель сестер-монахинь небольшая, окружена небольшим садом и огородом. Овощей и фруктов, здесь выращиваемых, вполне хватает сестрам, отцу-настоятелю и дьякону при церкви. Держат здесь и кур, словом – вполне приличное хозяйство, если учесть то, что занимаются им всего четыре женщины, прямо скажем, не очень молодые.


«Мы обязательно участвуем во всех богослужениях, помогаем батюшке чем можем", - говорит сестра Аида.


"Знаете, регламентированная жизнь имеет свои плюсы – четко расписанный день не дает времени предаваться праздным мыслям. Работа здесь есть постоянно – с утра молитва, потом трапеза, работа по хозяйству, еще молитва и отход ко сну. Есть у нас и телевизор, так что отшельниками нас назвать нельзя. Кстати, никакой «церковной цензуры» на просмотр передач нет – просто мы сами выбираем, что нам больше подходит».


Разговор с настоятелем происходил во дворе обители, и из кухни вкусно пахло свежевыпеченным хлебом. «Да, у нас здесь все свое", - сказал он.


Монахини подчиняются только Уставу церкви, которая по Конституции отделена от государства, а это значит, что на них не распространяются никакие социальные выплаты и льготы. Правда, они ни за что и не платят – все коммунальные расходы, равно как и бытовые потребности, оплачивает церковь, а точнее храм, где расположена обитель. «Они избавлены от мирских тягот, и их не страшит нищенская пенсия», - сказал отец Мартирос.


В миру о монахинях думают по-разному.


30-летняя Астхик Погосян к обитательницам монастыря Святой Рипсиме относится скептически. «Может быть, у этих женщин не было другого выхода, кроме как уйти в монастырь, не хватило сил противостоять социальным трудностям. Но с другой стороны – это просто бегство от действительности. Что-то я не верю в их желание служить Богу", - сказала она IWPR.


С ней соглашается Гарегин, работающий менеджером в одной компьютерной фирме. «Это же надо так устать от жизни, чтобы добровольно отказаться от мирских радостей, - удивляется он. - Я бы не хотел для своих родных такой участи». По его мнению, в том, что эти женщины оказались в монастыре, повинно государство, которое не смогло обеспечить им жизнь, альтернативную той, которую они ведут сейчас.


Не приветствует женщин, идущих в монастырь, даже сторож храма. «Люди не должны идти наперекор природе. Женщинам на роду написано выходить замуж, рожать детей, словом – создавать семью. Правильно сделал царь Пап 16 веков тому назад, когда закрыл женские монастыри».


Однако есть и такие, кто восхищается и даже завидует монахиням. «Я бы с радостью ушла в монастырь – не оттого, что жить трудно, а от недостатка духовности. Правда, мне говорят, что это все плод воображения – но я думаю, что права», - говорит мать двоих детей Кнарик Асатрян.


По мнению студентки Лингвистического университета Гаяне Минасян, монахинь должно быть больше. "Что мы видим в жизни – пустоту и погоню за материальным благополучием, о душе подумать некогда. Молодцы эти женщины, будь их больше – лучше было бы для всех нас».


Сестра Аида утверждает, что право выбора всегда остается за женщинами.


«Мы никому не навязываем своего решения. Если кто хочет, может придти в монастырь, и если он, то есть она пришла к нам осознанно – мы будем только рады. А если нет – придется распрощаться. Зла здесь ни на кого не держат, насильно не постригают, мы может быть свободнее других граждан Армении», - сказала сестра Аида.


Карине Тер-Саакян, независимый журналист, Эчмиадзин

Как оказаться в старом Крыму? Ведь былого не вернуть без машины времени. Выход есть! В горной Тавриде оказываешься в Старом Крыму. Армянский монастырь укажет дорогу в симпатичный старинный городок. Религиозный комплекс – гордость армянских общин Судака и , он расположен между этими курортами, если ехать по Р-23. На многих фото заметна красота церкви.

Где находится Сурб-Хач в Старом Крыму?

Старый Крым расположен на территории Кировского района республики – у подножия горы Святого Креста (Монастырской). С нее сбегает речушка Чурук-Су. На вершине этой же лесистой возвышенности турист заметит силуэт апостольской церкви. Севернее от сакрального места, в Козьей балке, можно также посетить .

Монастырь на карте Крыма

История становления обители

В XIII столетии, по разрешению ордынцев, в Тавриду приехали армяне из разрушенного землетрясением города Ани. Они заселили монголо-татарскую ставку на полуострове – город Кырым (образованный на месте византийского полиса Карсан).

Первые упоминания о воздвигнутом здесь храме относятся к XIV столетию. Как-то предводителю общины переселенцев (Ованесу Себастаци) пришло знамение: огромный огненный крест. Как все ортодоксальные монофизиты (всегда наблюдающие этот знак), члены диаспоры Солдайя тут же назвали монастырь Сурб-Хач. С армянского языка это переводится соответственно — «святой крест». На крышу они водрузили свою реликвию – крест с главного храма города Ани, построенного еще в IV веке.

Так началась история очередной Церкви Святого Креста. Долгое время она была связана с постоянными разрушениями – генуэзским, татарским, турецким. Братский корпус быстро отстраивался. Появлялось даже больше келий. Обитель становилась временным домом для всех страждущих, подвергавшихся гонению за монофизитство и вообще за христианство.

Вышеуказанный исторический памятник находится на государственном учете Украины с 1963 г. Сегодня любой вандализм в отношении его зданий преследуется по закону Российской Федерации.

Чем интересен Армянский монастырь для туристов?

Армянский монастырь Сурб-Хач – действующая мужская обитель. Соответственно, в его новые корпуса и хозяйственные помещения вход женщинам запрещен. Открыты для просмотра лишь прекрасно сохранившиеся останки древнего здания – братский корпус (кельи), трапезная, внутренний дворик и фонтаны.

Но площадка перед архитектурной достопримечательностью Старого Крыма — место, где христиане-монофизиты любого пола в середине июля отмечают Вардар (армянский аналог праздника, посвященного Ивану Купале).
У красивого портала по «красным» дням армянского апостольского календаря устраиваются выставки шедевров народного ремесла и даже концерты народных коллективов.

Под звуки дудука на автопарковке собираются армяне со всего СНГ, иногда – из стран дальнего зарубежья. Зачастую организаторами мероприятий у этого религиозного комплекса выступают жители городского округа . При этом любой гость празднества, независимо от национальности и вероисповедания, может посетить каждую часть ритуального торжества, в том числе обливание.

На память о посещении Сурб-Хач туристы обычно набирают в бутылку воду, освященную местным католикосом. Она сбегает по водоводу, идущему прямо из стены культового сооружения. Армянский монастырь в Старом Крыму на подъезде украшен стелами с ритуальной армянской резьбой. В окружающем их монастырском саду можно увидеть план всего комплекса. Уже отсюда слышна музыка богослужений.

Как добраться до Сурб-Хач?

Гора Монастырская (украинское название – Грыца) – фрагмент северного склона Крымских гор. Из других таврических городов проехать к ней можно по дороге Р-29 или Р-23. Путешественники, двигающиеся из сел Кировского района, попадают сюда по узкому шоссе «Приветное — Старый Крым».

Сойдя на автостанции Старого Крыма, они добираются до храма следующим способом. Нужно продолжать двигаться вдоль трассы на запад. Там, где в нее впадает улица Ленина, необходимо повернуть в сторону горы – по ближайшему переулку выйти из поселка (пройти 700 м). После пересечения реки Чурук-Су путь продолжит специальная дорога, поднимающая вас к духовному сокровищу армянского народа. Восхождение займет 3,3 км.

На машине доехать до монастыря из Судака можно так:

Из Феодосии, чтобы добраться до обители, нужно преодолеть такой путь:

Туристу на заметку

  • Адрес: г. Старый Крым, Кировский район, Крым, Россия.
  • Координаты: 45°0′2″N (45.000459), 35°3′45″E (35.062593).
  • Телефон: +7-36555-5-13-50.

Армянский монастырь Сурб-Хач – место паломничества приверженцев армянской апостольской церкви со всего мира. Но он собрал массу довольно теплых отзывов и на интернациональных форумах. Их авторы – не только армяне. Многие отпускники и любители истории только благодаря этой обители запомнили названия близлежащих поселков. Отметим — главная особенность Сурб-Хач – хорошая обзорная площадка (храм в «верховье» глубокого оврага). С преобладающей высоты открывается вид на весь Старый Крым и некоторые участки северного склона Таврических гор. Фотографии отсюда сделали тысячи приезжих. В завершении смотрите небольшое видео об этой достопримечательности.

(Богатое-Тополевка-Старый Крым)

Так уж распорядилась госпожа История, что средневековый Крым стал для армянских поселенцев второй родиной. Начиная с Х–ХI вв., спасаясь от турок-сельджуков, армяне появляются на полуострове. Деятельность армянских колоний оставила глубокий след в истории и культурном развитии Крыма. Свидетельством тому являются средневековые архитектурные памятники в Феодосии, Судаке, Старом Крыму, большая часть которых, к сожалению, ныне находится на грани полного разрушения.

Несколько интересных армянских памятников словно жемчужины нанизаны на нитку феодосийского шоссе. К ним легко подъехать на автомобиле.

Первым на нашем пути будет храм Спасителя в селе Богатом. Остатки большого красивого храма находятся за селом, на пригорке среди старых каштановых деревьев. Храм относят к XIV в. Первоначально он носил имя Спасителя; во второй половине XIX в. при нем был монастырь св. Ильи, куда приезжали не только молиться, но и укрепить здоровье, отдохнуть среди красивой природы долины Кучук-Карасу. Несмотря на значительные разрушения, все ещё сохранилось много интересных архитектурных деталей. По ним можно судить о его былой красоте и величии. Стены и свод украшены искуссной резьбой по камню. Рельефные изображения у алтаря выполнены на евангельские сюжеты. Необычен свод храма: по краям он стрельчатый («двускатный»), а в центре крестовый, состоящий как бы из четырех сводов, «встречающихся» в верхней точке. Из темных низких помещений, расположенных позади апсиды, ступеньки в толще стены ведут еще в одну камеру под крышей. Этот памятник интересен тем, что в нем сочетаются элементы национальной армянской архитектуры (например, орнаментальная резьба по камню, рельефы вместо росписи стен) и западноевропейской (протяженная форма базилики у здания, крестовый свод на нервюрах).

  • Доступность: 1
  • Координаты WGS84
    N 45° 1.268"
    E 34° 45.60"
  • Следующая остановка в селе Тополевка. Здесь, на вершине холма стоит довольно хорошо сохранившаяся армянская церквушка. Как гласит надпись, высеченная над входом, церковь во имя св. Параскевы сооружена в 1702 г. Архитектура церкви весьма лаконична. В Армении часты землетрясения, эта природная особенность диктовала особенности архитектурные: мало выступающих частей, перепадов по высоте, окон; абсида откровенно приставлена к основному объему; в местах сопряжений применялись осадочные швы. От внутреннего убранства церкви почти ничего не осталось, сохранилось лишь небольшие фрагменты резьбы по камню. Из старых описаний мы можем узнать, что над входом в церковь имелось изображение Божией Матери с Божественным Младенцем, внутри, справа от алтаря – также икона Богоматери и крестообразная каменная купель, а слева – икона архангела Гавриила. После переселения крымских христиан в Приазовье в 1778 г. храм был заброшен. В XIX в. территория на которой находится церковь принадлежала Троице-Параскевиевскому Топловскому монастырю. Монахини заботились о храме, в 1907 г. силами монастыря он был отреставрирован.

  • Доступность: 1
  • Координаты WGS84
    N 45° 0.337"
    E 34° 53.109"
  • Среди сохранившихся на Таврическом полуострове более двух десятков армянских средневековых памятников особо выделяется монастырь Сурб Хач («Святой Крест»). Ансамбль монастыря Сурб Хач – одно из лучших произведений армянских зодчих не только в Крыму, но и во всей Украине. По одной из легенд монастырь был основан в том месте, где люди увидели в небе видение в виде креста и там, куда указывал крест, открылся родник с изумительно чистой водой...

    "Сурб Хач! Ты защита и убежище нашего народа. Ты единственный, нет тебе подобных... И вид и положение твое дивны..." - с такими стихотворными обращениями, полными гипербол и восточной цветистости, приходили сюда тахасцы - армянские поэты прошлого. И как они были правы, безвестные поэты! Их прекрасные струны удивительно и точно передают магическую музыку каменных стен, выложенных людьми, одаренными Богом красотой, трудолюбием и умом. Конечно, жадность и жестокость были и в то время, но все пороки скрыла, поглотила земля, а чудо оставила потомкам. Лесная чаща окружила монастырскую гостиницу, подпорные стены, трапезную, террасы и фонтаны. Внутри выложенный булыжниками двор, посредине - колодец с чистой и свежей родниковой водой. Монастырский сад из многовековых орехов, обвитых лианами ломоноса и колючей лозой ежевики. Изумительны фонтаны из проконесского мрамора.

    Священной реликвией монастыря являлся хачкар (Крест-камень), именуемый Сурб Хач и, собственно, давший свое название всему монастырю. В XVIII в. переселенные из Крыма армяне увезли хачкар с собой и установили его в окрестностях основанного ими же города Нор Нахиджеван (ныне часть Ростова-на-Дону), в монастыре Сурб Хач, построенного в память крымского монастыря. Эта древняя реликвия хранится там и поныне.

    В течение многих столетий монастырь был центром духовного притяжения армян, святыней, местом паломничества. В монастырской тиши работали иконописцы, переписчики книг, художники-миниатюристы, составлялись исторические хроники, писали поэты, преподавали и творили армянские ученые.

    И хотя постройки монастыря страдали от различных бедствий - землетрясений, разорения в конце XV в. турками-османами, набегов кладоискателей после ликвидации монастыря в 30-е годы XX века, переоборудования под пионерлагерь, склад - тем не менее восстановительными работами были сохранены основные строения комплекса в их почти первозданном облике.

    Уникальные артефакты - архитектурные детали, предметы быта - выставлены в монастырских двориках, получилась своеобразная лапидарная, т.е. каменная выставка.

    Дошедшим до нас древнейшим сооружением монастыря является храм Сурб Ншан (Святого Знамения). Согласно строительной надписи, высеченной на барабане купола, храм был основан в 1358 г. иноком Ованнесом, его родными братьями и соратниками. Ованнес Себастаци (уроженец г.Себастия или Севаст) с 40-х по 80-е годы XIV столетия был духовным предводителем армян Крыма. Доминиканец Дортелли д"Асколи, побывавшей в Сурб Хаче в 30-х годах XVII в., был удивлен красотой храма и посчитал его строением, достойным самого Рима.

  • Доступность: 1
  • Координаты WGS84
    N 45° 0.067"
    E 35° 3.739"
  • От монастыря Сурб Хач лесная дорога ведет в урочище Лесная Глушь к развалинам монастыря, именуемого в русских источниках Георгиевским, а в армянских - Сурб Стефанос . На полноприводном авто можно подъехать непосредственно к развалинам; пешком путь займет не более часа.

    В 1970-х годах экспедицией археологов монастырь был заново открыт, точнее открыты его руины под сплошным завалом камня и грунта, на заросшей лесом поляне. Еще один из первых исследователей Крыма Петр Кеппен видел его уже, вероятно, в таком состоянии. Он упоминал развалины армянского монастыря в четырех верстах от Сурб Хача и считал, что он древнее, чем Сурб Хач. Археологи обнаружили трехапсидный храм размером превосходящим сурбхачский храм, остатки разновременных служебных и жилых помещений монастыря, колодец. При раскопках найдено также множество каменных архитектурных деталей, в том числе хачкары с армянскими надписями.

    Предполагают, что разрушение Сурб Стефаноса от землетрясений и оползней послужило основанием для строительства Сурб Хача.

  • Доступность: 2
  • Координаты WGS84
    N 44° 59.067"
    E 35° 4.109"
  •  

     

    Это интересно: