→ Дерпт, тарту, юрьев. Город Юрьев, основанный в ХI веке (Я

Дерпт, тарту, юрьев. Город Юрьев, основанный в ХI веке (Я

Город Юрьев-Польской был основан на реке Колокше и впадающей в нее речке Гзе в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Название город получил в честь князя и его небесного покровителя - св. Георгия (Егория, Юрия). Для отличия нового города от старого Юрьева в Поднепровье он получил приставку «Польскóй», то есть стоящий в полях - в Ополье. Город был окружен земляными валами с деревянным тыном. Тогда же в центре нового княжеского города-крепости была заложена белокаменная Георгиевская церковь. В XII-XIII веках роль Юрьева-Польского была незначительной. Недалеко от города в 1177 году произошла битва между владимирцами и ростовцами, окончившаяся победой владимирского князя Всеволода III Юрьевича (Большое Гнездо). Второе крупное сражение - Липицкая битва - произошла в 1216 году; в этот раз победу одержали ростовские войска.

Оглавление:

  • Историческая справка

    В 1212 году Юрьев стал центром маленького удельного княжества, где правил сын Всеволода III Святослав (1196-1252), который в течение своей жизни правил также в Новгороде, Переславле-Залесском, Суздале, Владимире. Святослав, родоначальник Юрьевских князей, родился во Владимире 27 марта 1196 года. Он был предпоследним сыном самого могущественного в то время правителя Руси Великого князя Владимирского Всеволода «Большое гнездо», который усилил и укрепил Северо-восточную Русь, украсив её многими святыми храмами и обителями. В святом крещении младенца Святослава нарекли именем Гавриил - в честь одного из верховных небесных архистратигов - Архангела Гавриила. Мать, блаженная княгиня Мария, в иночестве Марфа, была дочерью Шварна, князя Чешского, воспитывала сына в благочестии, уча его добродетельному житию, в коем и сама преуспевала. Перед смертью она благословила своих сыновей жить в любви к Богу и людям, быть трезвыми, приветливыми и особенно уважать старцев. Племянником святого князя Святослава был святой благоверный князь Александр Невский, который всю жизнь посвятил защите Отечества от иноплеменников и сохранению веры православной. Супругой князя Святослава была княгиня Евдокия Муромская, дочь князя Муромского Петра и княгини Февронии, святых Муромских Чудотворцев. У Святослава и Евдокии было двое детей: сын Дмитрий, по старинным святцам почитался как святой, и дочь Болеслава. По просьбе благочестивой жены князь Святослав отпустил её в 1128 году в Муромский Борисоглебский монастырь, где она была пострижена в монашество. В монастыре княгиня прожила до самой смерти и в нём была похоронена. Её честные останки находятся там и доныне.

    Княжение Святослава

    Четырёхлетним ребёнком князь Святослав был назначен на княжение в Новгороде, затем был сменён старшим братом Константином в 1206 году и снова возвращён в Новгород в 1208 году. В 1212 году по смерти отца Святослав получил в удел город Юрьев-Польский.

    В 1220 году Святослав во главе владимирского войска был послан старшим братом Юрием против волжских болгар. Экспедиция закончилась победой русских войск у Ошеля. В 1222 году Святослав во главе владимирского войска был послан Юрием на помощь новгородцам и их князю Всеволоду, сыну Юрия. 12-тысячное русское войско в союзе с литовцами вторглось на территорию ордена и разорило окрестности Вендена. В 1226 году Святослав вместе с младшим братом Иваном во главе владимирского войска был послан Юрием против мордвы и одержал победу. В 1229 году Святослав был отправлен Юрием в Переяславль-Южный. В 1234 году в Юрьеве-Польском на месте древнего собора 1152 года, заложенного ещё князем Юрием Долгоруким, князь Святослав воссоздал новый Георгиевский собор. Первый собор простоял меньше ста лет, и, судя по летописным свидетельствам, был разрушен во время землетрясения: «Маия третьего дня потрясеся земля и церкви расседоша». В тот же год, князь повелел разобрать обломки и начать строительство нового собора. Собор получился необычайной красоты, ходом строительства руководил сам князь, как написано в летописи: «чудну зело, вельми украси ю резным каменем от подошвы и до верху святых лики и праздники, а сам бе мастер». В 1238 году князь Святослав принял участие в битве на Сити. От занявшего владимирский престол брата Ярослава получил в удел Суздальское княжество.

    В 1246 году умер Ярослав, и Святослав занял великокняжеский престол по старому праву наследования. Своим племянникам, семерым сыновьям Ярослава, он раздал по княжеству, однако Ярославичи остались недовольны этим распределением. В 1248 году он был изгнан своим племянником Михаилом Ярославичем, который вскоре погиб в бою с литовцами на реке Протве. Затем сам Святослав разбил литовцев у Зубцова. Владимирское княжение по завещанию Ярослава и по воле хана Гуюка досталось Андрею Ярославичу. После недолгого великого княжения во Владимире князь Святослав вернулся в Юрьев-Польский. Здесь он основал мужской княжеский монастырь в честь Архангела Михаила. Скончался святой благоверный князь Святослав в городе Юрьев-Польском 3 февраля 1253 года, и был погребен в Георгиевском соборе.

    Краткая история города Юрьев-Польского

    Монгольское нашествие сильно разорило город. Он был трижды разрушен в 1238, 1382 и 1408 годах. Позже город стал вотчиной великих московских князей, и по их воле передавался некоторым вассальным князьям и ханам «в кормление». Известно, что в XV веке это была вотчина литовского князя Свидригайло, в XVI веке - казанского хана Абдул-Летифа, а после него - астраханского царевича Кайбулы. В Смутное время в 1609 году город взяли польско-литовские войска, и Лжедмитрий II вознамерился отдать его также «в кормление» касимовскому царевичу Магомеду Мурату, юрьевцы во главе с Федором Красным подняли восстание. После польско-литовского разорения Юрьев-Польской зажил жизнью тихого провинциального городка. С 1708 года он вошел в состав Московской губернии. Статус города официально был присвоен ему в царствование императрицы Екатерины II - в 1778 году; тогда он стал центром уезда Владимирского наместничества.

    Михайло-Архангельский монастырь

    Михайло-Архангельский монастырь является градообразующем центром древнего города, вокруг которого, внутри земляного вала, был выстроен старый посад. По сути, монастырь стал для города кремлём внутри земляного вала, выполняя функцию главного оборонительного рубежа. Михайло-Архангельский монастырь был основан князем Святославом Всеволодовичем в XIII веке. Известно, что в 1238 году войска Батыя при взятии Юрьева-Польского разорили обитель, и почти два века она простояла в запустении. Разоряли монастырь и литовцы; тогда погиб весь архив, и настоятелю монастыря пришлось подавать прошение царю Михаилу Федоровичу о том, чтобы царь подтвердил привилегии, дарованные обители прежними государями. В монастыре было немало подарков от князя Д.М. Пожарского, у которого недалеко от Юрьева была вотчина - село Лучинское. Соборный храм во имя Архангела Михаила был разрушен в 1408 году во время очередного взятия города, на сей раз Едигеем, и вскоре снова отстроен.

    В 1535 году записано в летописи: «Деревянная церковь Михаила Архангела с приделом Пророка Илии, отстроенная иждивением великого князя Василия Иоанновича». В 1560 году был построен первый каменный храм, средства на его строительство пожертвовал князь Иван Михайлович Кубенский. В 1636 году храм был с трех сторон окружен папертями, а в конце XVIII века обветшавшее здание было разобрано. Строительство нового собора велось на средства жителей города; работы начались в 1792 году, а закончились в 1806 году. Еще около двух лет продолжалась внутренняя отделка храма, и в 1808 году Михайло-Архангельский монастырь в Юрьеве-Польском прибывший специально из Владимира епископ Ксенофонт (Троепольский) освятил новый собор. В соборе хранился образ Михаила Архангела, который в 1812 году настоятель монастыря Никон дал с собой 5-му полку Владимирского ополчения. Образ прошел всю войну и в 1814 году возвратился в монастырь.

    В Михайло-Архангельском соборе были погребены многие настоятели монастыря, в том числе здесь находится гробница сына основателя монастыря, схимонаха князя Дмитрия Святославича, который скончался в 1269 году. В храме по сей день сохранились две старинные монастырские иконы, почитающиеся чудотворными. Трапезная церковь Иконы Божией Матери «Знамение» была построена в Михайло-Архангельском монастыре в 1625 году. Это простой невысокий храм с обширной трапезной палатой. Она соединяется с запада с келарской, или ризничьей палатой и погребами. Этот большой комплекс соединяется переходом с каменными архимандритским и братским корпусами, которые были выстроены в 1763 году. Надвратная церковь Иоанна Богослова - была построена в 1670 году. Святые врата, на которых стоит сама церковь, были построены чуть раньше, в 1654 году. Стоящая рядом с собором отдельная колокольня была построена в 1685-1688 годах. В XVI веке ограда монастыря была отстроена в камне, последующие века только поновлялась. Стены и башни ограды были перестроены в XVII-XVIII веках. Сохранилась самая старая стена монастыря, западная, относящаяся к 1535 году.

    В исторической справке по истории одного из древнейших городов Руси Юрьев-Польского видно, что город основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. При внимательном изучении истории Древней Руси, всегда бросается в глаза одна закономерность - почти все русские города основаны в XII-XIII веках н.э.! Однако это не время их основания, а первые летописные упоминания . Причина подобных записей имела чисто практическую сторону - учёт городов и селений при разделе княжеских уделов или приёма наследства после смерти кого-либо из родственников князей.

    Чтобы внести ясность в вопрос датировки времени основания большинства древнерусских городов, достаточно привести два примера. При проведении строительных работ в разных местах города Москвы повсеместно обнаруживаются археологические находки VII века до н.э. Во время реставрационных работ, проводимых на территории Московского Данилова монастыря в 1982-1988 годах, который находился в дальнем предместье древней Москвы, было обнаружено поселение этой древнейшей эпохи. Другой пример. Сейчас ведётся интенсивная реставрация Ново-Иерусалимского монастыря, который расположен в подмосковной Истре. При подготовке котлована для строительства фундамента колокольни монастыря (во время Второй мировой войны колокольня была взорвана немцами) было вскрыто древнейшее поселение, датируемое VII веком до н.э. Обнаружены предметы быта и вооружения, принадлежавших предкам славян - скифам. Подобные же предметы обнаружены были и при раскопках в городе Москве и других древних городах Руси. Все предметы принадлежат к единой протославянской культуре. Подтверждают это также обнаруженные геоглифы и дендроглифы на территории кремля (монастыря) и прилегающих земель вокруг Юрьев-Польского.

    Рис.1а. Маска Яр Рода

    Рис. 1б. Маска Яр Рода - чтение надписей

    С южной стороны города находится поле, на котором имеется редчайшее поясное изображение Рода-адоранта, которое по своему художественному оформлению очень похоже на традиционный канонический иконописный тип письма в «медальоне». Этот тип очень часто используется в росписях православных храмов. Лицо Рода обращено в сторону левого плеча, руки воздеты в молитвенном обращении к Небу, на шее видна культовая драгоценная гривна. На груди видна надпись: ЯР, а на рукавах подписи: РОД. В верхнем поле выше медальона дважды повторяется надпись: МАСКА. Ниже справа большими буквами написано: «РС» - РУСЬ - «РС». Слева находится надпись: ХРАМ ЯРА РОДА и тут же виден МИМ-ЖРЕЦ облачённый в тогу, на голове у него одета корона, а лицо закрыто ритуальной маской. Справа от общей композиции, на выступе берега видится большая надпись: ЯР РОД.

    Рис. 2а. Род Русь

    Рис.2б. Род Русь - чтение надписей

    На фото № 2 а и 2 б то же поле только в ракурсе с запада на восток. Здесь левее от центра поля просматривается стоящий на подиуме РОД и вокруг него посвятительные надписи: АС, ЯР, РОД. Также видна встреченная здесь впервые надпись, посвящённая богине МАКАШИ. Много надписей, посвящённых народу, прославляющему своих богов: РОД АРЕЕА, НАШ РОД РУСЬ, «РС» - РУСЬ.

    Рис. 3а. Юрьев-Польский голова Рода-Льва

    Рис. 3б. Юрьев-Польский голова Рода-Льва - чтение надписей

    На фото № 3 а и 3 б - старый город. Справа виден Михайло-Архангельский монастырь и сохранившиеся на его земле посвятительные надписи: МИР РОД. Слева - соборная площадь, с восточной стороны очень хорошо сохранившийся зооморфный лик бога РОДА в виде ЛЬВА, под изображением соответствующая подпись: ЯР РОД ЛИК, рядом - РУСЬ. За алтарём соборного храма крупная надпись: АРИИ. Множество надписей ЯРУ и РОДУ указывает на то, что город Юрьев-Польской был с древнейших времен святилищем двух главных ведических богов - РОДА И ЯРА. Древнее святилище было выстроено из дерева и поэтому не могло никак сохраниться, однако сохранившейся до ныне земляной вал (крайне низкий по высоте, менее 2 м) показывает, что круговое строение и вал издревле имел не оборонительное значение, а ритуальное и священное. Город-храм - это традиционное древнерусское ведическое святилище, внутри которого проносились моления и жертвы, башни служили храмами бога Рода.

    По такому типу были построены многие города-храмы не только на Руси, но и на всех землях, где жили протославяне, начиная от Корсики (культура Нурагов) до чудом сохранившегося города Изборска.

    Рис.4а. Юрьев-Польский Яр Род

    Рис. 4б. Юрьев-Польский Яр Род - чтение надписей

    Фото № 4 а и 4 б - это прежняя фотография, только развёрнутая с востока на запад. На склоне земляного вала начертана надпись, слева направо: АРИИ ЯР РОД, далее идёт повтор и заканчивается она прославлением бога Рода: МИР РОДА. В верхнем кругу виден зооморфный лик бога РОДА в виде ЛЬВА с воздетыми вверх лапами. Ниже в большом круге надпись: ЯР РОД, которая повторяется многократно, справа в малом круге надпись, выполненная наискосок надпись: АРЕЕА.

    Рис. 5а. Стены монастыря

    Рис.5б. Надписи на стенах монастыря - чтение

    При внимательном рассмотрении стен и башен Юрьев-Польского можно встретить множество посвятительных надписей ведическим богам! Это феноменальное явление в нашей народной истории и культуре вполне объяснимо. Факт двоеверия на Руси продолжал существовать на протяжении 1700 лет: от проповеди и крещения апостолом Андреем славянорусов до времени царствования царя Алексея Михайловича Романова. Доказательством этого непреложного фата являются все доныне сохранившиеся храмы и монастыри, построенные до времени царствования дома Романовых.


    Рис.6а. Алтарная апсида


    Рис.6б. Надписи на Алтарной апсиде

    На алтарной апсиде Георгиевского собора по нижнему поясу видны надписи, слева направо: ЯР, ЯР, ЯР, ХРАМ РОДА.

    Рис.7а. Еще одна Алтарная апсида

    Рис.7б. Надписи на Алтарной апсиде

    На фото - западная стена Михайло-Архангельского монастыря города Юрьев-Польского. На переднем плане видна угловая башня, на которой имеются надписи: ХРАМ ЯР РОД, рядом изображены три «колеса Рода». Вдоль нижней части крепостной стены, под бойницами, видна крупная надпись «в строку»: МИР ЯР МИР, а на следующей башне - ЯР РОД.

    Выводы

    1. Город Юрьев-Польской является одним из древнейших на Руси святилищ посвящённых русским ведическим богам Роду и Яру. Судя по планировке детинца, город представляет собой гигантское колесо, внутренняя часть которого разделена крестообразно на четыре равные части. Древнейшие деревянные стены города образовывали собой ведический крепость-храм. Во время христианизации Руси древнерусские строители не нарушили эту планировку. Ныне город также разделяется на четыре части: Михайло-Архангельский монастырь, Соборная площадь с двумя соборными храмами, два посада, расположенные с юго-западной и северо-западной стороны. Земляной вал, окружающий древний город, никогда не носил оборонительный характер, а выполнял функцию кольцевого земляного обрамления древнего святилища.

    2. По хорошо сохранившемуся архитектурному ансамблю Михайло-Архангельского монастыря XIV-XVI вв., а также Георгиевскому собору XII в., можно констатировать факт непрерывной ведической традиции на Русской земле с доисторических времен, то есть палеолита (культ Рода, Макоши, Яра и Мары восходит ко времени палеолита), вплоть до царствования Алексея Михайловича Романова. Судя по везде присутствующим ведическим надписям на стенах, башнях и храмах города Юрьев-Польского, религиозная ведическая народная традиция просуществовала здесь до XVII в.

Название города Юрьев-Польский (или Юрьев-Польской) говорит о его основателе и местоположении. Город был назван в честь князя Юрия Долгорукого , в чём удостоверяет нас Никоновская летопись записью под 1152 годом: "Великий князь Юрий Суждальский мнози церкви созда и в своё имя град Юрьев заложи, нарицаемый Польский". Города на Руси ставились обычно на высоком крутом берегу при слиянии двух рек, которые служили оборонным дополнительным укреплением при нападении на город врагов. Город Юрьев заложили на равнине, в поле, хотя и при слиянии рек Колокши и Гзы. Чтобы отличать его от другого города Юрьева (Юрьев-Дерпт-Тарту), основанного ещё Ярославом Мудрым и названного в честь имени основателя (данного ему при крещении), новый Юрьев получил приставку Польский по безлесью и большим полям, окружавшим город.

Юрьев-Польский выстроили во время активного строительства новых укреплённых городов-крепостей для отражения набегов кочевников и стал опорным центром Ополья. Крутых берегов и глубоких оврагов вокруг города не было. Единственной природной защитой города стала топь, а от врагов Юрьев защищали крепостные стены. Юрьевская крепость имела круглую форму, была обнесена высоким валом (до семи метров высотой) и деревянными стенами. Вал и стены трижды размыкались, образуя ворота на три дороги: на Владимир , Переяславль-Залесский и Москву. За крепостью стоял посад, жители которого укрывались за крепостными стенами в случае вражеского нападения.

Юрьев-Польский входил в состав Владимиро-Суздальского княжества. Недолгий расцвет города связан с именем Святослава Всеволодовича, ставшего удельным Юрьевским князем в 1212 году. Во время княжеских усобиц поле под городом несколько раз становилось местом кровопролитных сражений. Самой жестокой была битва на реке Липице, в которой сошлись не на жизнь, а на смерть братья Всеволодовичи. О ней в летописи сказано: "Не 10 бо убито, ни 100, но тысуща тысущами, а мнози истопиша бежачи в реце, а инии ранены зашед изомроша, а живыи побегоша одни ко Володимеру, а иниии к Переяславлю, а инии в Юрьев". Князь Святослав выступил в этой битве на стороне владимирского князя Юрия. Победа в сражении досталась их противникам. На время правления Святослава Всеволодовича пришёлся и трагический 1238 год. В летописях есть сведения, что дружина Юрьева билась с татарами на реке Сити, и многие ратники пали на поле битвы. В тот же год Юрьев был разрушен татарами и обложен данью.

В годы княжения Ивана Калиты Юрьев вошёл в состав Московского княжества, и в 1380 году юрьевцы храбро сражались на поле Куликовом под знамёнами князя Дмитрия Донского. Юрьев Польский часто подвергался опустошительным набегам ордынцев. Новгородская летопись сохранила сведения о набеге на русские земли войка хана Тохтамыша в 1382 году: "Прииде царь татарский Тохтамыш в силе велице на землю русскую, много пустоша земли русские: взял град Москву и пожже Переяславль, Коломны , Володимер и Юрьев". В 1408 году при очередном нашествии золотоордынцев во главе с Едигеем город был вновь сожжён, а многие его жители уведены в полон. С этого времени Юрьев-Польский теряет значение стратегической крепости и торгового города. Он часто отдаётся "в кормление" иноземцам, служащим московским князьям. Владели Юрьевом-Польским литовский князь Свидригайло Ольгердович, казанский хан Абдул-Летиф, астраханский царевич Кайбула.

Немало бед принесли городу польско-литовские захватчики. Юрьев-польский взяли отряды Лжедмитрия II, который отдал его касимовскому царевичу Магомету Мурату. В 1609 году горожане, не желавшие терпеть унижения, подняли восстание, которое возглавил сотник Фёдор красный, и с оружием в руках освободили свой город от врагов. В 1612 году в рядах ополченцев Минина и Пожарского ратные люди Юрьева-Польского освобождали от врагов Москву.

С середины XVII века в городе начинается торгово-промышленный подъём. Развитию города и росту торговли способствовало его положение на Большой Стромынской дороге, соединявшей суздальские земли с Москвой. Торговля велась главным образом зерном и льном. Из предметов ремесла в столицу везли полотно и юфть.

В 1708 году Юрьев вошёл в состав Московской губернии, а с 1778 года стал уездным городом Владимирского наместничества (с 1796 года - губернии). В городе развивается мануфактурное производство пряжи и тканей, и к концу XVIII века здесь появляются первые промышленные предприятия, текстильные и бумаготкацкие.

В Отечественную войну 1812 года Юрьев принял тысячи раненых и дал приют не меньшему числу беженцев. на защиту Отечества из города ушли полторы тысячи ополченцев, которые составили половину 5-го полка Владимирского ополчения. полк возглавил генерал-лейтенант князь Голицын, представитель дворянства Юрьевского уезда. Заслуги юрьевских ополченцев отметил император Александр I , который в феврале 1813 года в письме князю Голицыну изъявил им "особое благоволение и признательность".

В XIX веке Юрьев-Польский, как и ранее, сохранял немалое торговое значение. ещё во времена Петра Великого и его преемников активизация торговли в российских городах заставила власти уделять особое внимание в градостроительных планах торговым площадям и гостиным дворам. Новый Гостиный двор появился и в Юрьеве-Польском, где для каждого вида товаров стоял свой торговый ряд. В базарные дни торговая площадь города заполнялась палатками, шатрами, лотками и телегами крестьян, привозивших сюда свои товары. Роль города как промышленного центра Владимирской губернии особенно возросла во второй половине XIX века, когда через него прошла железная дорога.

Но Юрьев-Польский не сделался городом с развитой промышленностью. К началу XX века здесь действовали несколько бумаготкацких фабрик и мастерская земледельческих орудий. Зато процветала торговля. Гостиный двор стал тесен, торговых мест не хватало. Поэтому городская дума решила строить новые лавки за счёт владельцев. Так в городе появились бревенчатые магазинчики на один раствор под общей крышей, получившие у жителей странное прозвание - "Варшавский базар".

Юрьев-Польский оставался городом торговым. В газете за 1910 год в заметке местного жителя есть такие строки: "Лавок и торговцев в нашем городе хоть отбавляй. Куда ни плюнь - попадёшь в лавку. Дрянненькие - а лавчонки".

Свой герб город получил в начале XIX века: "В верхней части медальона герб губернского Владимира, а в нижней в серебряном поле две золотые корзины, наполненные спелыми вишнями".

Юрьев-Польский находится нынче во Владимирской области, хотя было время, когда в нём заседал удельный князь (XIII век). С Польшей город никак не связан (если не вспоминать, что поляки сожгли его во время Смуты). Польским же он стал из-за того, что находится в Ополье - природном районе, занимающем часть Владимирской области. (Нужно было отличать города со схожими названиями один от другого). На плодородных землях Ополья издавна занимались земледелием. Деревни сохранились и до наших дней. Церковь в одной из них, снятая через окно автобуса.

Несмотря на свой немалый возраст, Юрьев-Польский не вошёл в новый перечень исторических городов России. Наверное, обидно должно быть жителям. С другой стороны, список этот он покинул вместе с Москвой, Великим Новгородом, Псковом и другими известными туристическими центрами. Может быть, для них просто готовят иной перечень, ещё более почётный, чем тот, который они оставили?...
Городская застройка обычна для подобных мест, о существовании которых обычно вспоминают только перед выборами. В основном это дома в один-два этажа.

Из нового строительства можно отметить, разве лишь, огромный спорткомплекс и торговые центры.

И Сбербанк, естественно.

Управление образования.

Рядом с ним красочный жилой дом. (Покрашенный потому что...).

Храм Рождества Христова.

Рядом с ним небольшая Борисоглебская церковь. Расположены они на одной территории. И то, и другое постройки XVIII века.

Тут же памятник архитектуры "Амбар".

Центр внешкольной работы выглядит вполне прилично.

Заглянем во двор. Бабуля на скамейке, увидев фотоаппарат, расправила плечи. И помолодела сразу, конечно...

Две школы. Обе дореволюционные и интересные.

От Петропавловского монастыря не осталось почти ничего.

Чудом уцелела колокольня. Вход внутрь забит досками и железом.

Рядом с ней Вознесенская церковь. Храм и окружающая его территория гармонично дополняют друг друга...

В городе есть ещё одна высокая колокольня. Принадлежит она Свято-Покровской церкви.

На этой же территории выстроена церковь Никиты Мученика. Всё XVIII век.

Местный детдом находится в шикарном старинном здании. Когда-то оно принадлежало Свято-Введенскому Никоновскому монастырю.

Монастырь лишился значительной части своих земельных владений и недвижимости. Но стоит признать, что отобранное всё равно служит людям. Кроме детдома на бывшей территории расположено общежитие студентов. Монахов в настоящее время немного. Человек двадцать, не больше. Навряд ли их число сильно возрастёт. Живут послушники в кельях, расположенных в пристройке, которая в советское время служила какой-то конторой. О которой напоминает специфический интерьер, сохранившийся местами. Снизу коричневый пластик в метр высотой, его завершает полочка, куда ставили цветы и разбрасывали всякие нужные бумаги (чтобы всегда были под рукой). Выше обои. Удобства частично на улице. (Умывальник в помещении). Нужно серьёзно разочароваться в современной жизни, чтобы уйти сюда. И, главное, остаться... Т.к. музыка и другие звуки (которые могут быть ещё более привлекательными тёплыми летними вечерами) из соседней общаги слышны здесь очень хорошо...
Территория находится в состоянии медленного благоустройства. Кто-то из служителей коротенько поясняет "Здесь будет проходить Крестный ход... Там построим..." Но когда это произойдёт, сказать пока тяжело. Нет средств. Трудно сказать, привлекаются ли к ремонтным работам монахи? Или перед ними теперь теперь иные задачи поставлены Богом? На тот момент службы проходили в церкви Николая Чудотворца.

Более крупный Введенский собор пока к этому не готов.

Начинается исторический центр.

Конечно же, здесь есть историческая личность.

Педагогический колледж.

Оригинальный цветочный киоск.

Михайло-Архангельский монастырь располагается в кольце древних земляных валов XII века.

Ограда с башнями строилась в течение XV - XVII веков.

Монастырь в настоящее работает, как музей. Собор Михаила Архангела. 1792 - 1806 годы.

Колокольня. 1685 - 1688 годы.

Геjргиевская церковь из села Егорье. 1718 год. И надкладезная часовня.

Архимандритский и Братский корпуса.

Валы вокруг монастыря оказались местом достаточно оживлённым. К вечеру сюда стали стягиваться компании любителей свежего воздуха.

Внизу памятник Юрию Долгорукому.

Город Юрьев-Польской - один из нескольких городов-крепостей, основанных Юрием Долгоруким в северо-восточной Руси. Год основания Юрьева-Польского - 1152. В том же году Юрием был основан Переславль-Залесский, а двумя годами позже - Дмитров, и название свое получил в честь князя и его небесного покровителя - св. Георгия (Егория, Юрия). Приставка же «Польский» происходит не от страны Польши, а от полей, среди которых стоит Юрьев. Дело в том, что город расположен в природном районе, называемом суздальским опольем - холмистой области с лесостепной растительностью, окруженной густыми лесами. Приставка «Польский» отличает город от двух его тезок - эстонского Тарту, который с 1030 по 1224 назывался Юрьевым, и Белой Церкови, расположенной близ Киева, которая до разрушения монголо-татарами в 1240 году также носила имя Юрьева. Город выстроили для отражения набегов кочевников и Юрьев-Польской стал опорным центром Ополья.


В отличие от старших крепостей Владимира и Суздаля, ставившихся в зависимости от естественных условий защиты — высоты оврагов, рек, — горододельцы Юрия Долгорукого строят княжеские крепости там, где этого требуют обстоятельства и градостроительные планы князя. Они поставили город на берегу Колокши, рядом с устьем ее притока — реки Гзы. Возможно, что с запада крепость прикрывала лощина небольшого ручья или овражка, подходившая к Колокше, План крепости имеет почти круглую форму; она была обнесена хорошо сохранившимися высокими валами с деревянными стенами. Ее периметр достигал 1000 м, а вал, шириной в основании 12 м, имел высоту до 7 м. Вал и стены трижды размыкались, образуя ворота на три дороги: на Владимир, Переяславль-Залесский и Москву. За крепостью стоял посад, жители которого укрывались за крепостными стенами в случае вражеского нападения.Это дает представление о масштабах крепостного строительства Юрия Долгорукого.

С городской площади войдем в кольцо валов, Перед нами перспектива улицы, замыкаемая огромным кирпичным массивом Троицкого собора, а слева — белые башни и стены княжеского Михайло-Архангельского монастыря, возникшего в XIII веке еще при Святославе и занявшего северо-восточный участок крепости. Существующие здания относятся к позднейшему времени, XVII—XVIII векам.

Западная стена монастырской ограды сохранила древнюю стену XVII века и три старые башни. Стена имеет печуры подошвенного боя, навесные бойницы и щели для стрельбы с боевого настила, лежавшего на арках изнутри ограды. Башни сильно перестроены и утеряли свой боевой облик. Остальные части ограды — позднейшие.

Тогда же в центре нового княжеского города-крепости была заложена белокаменная Георгиевская церковь. Георгиевская собор был построен в 1230-1234 годах на месте древней церкви 1152 года. Первая церковь простояла меньше ста лет, и, судя по летописным свидетельствам, была разрушена во время землетрясения: «Маия 3 потрясеся земля и церкви расседоша». В тот же год юрьевский князь Святослав Всеволодович, сын Суздальского князя Всеволода III, повелел разобрать обломки и начать строительство нового собора.

Постройка нового собора была окончена в 1234 году. Георгиевский собор был украшен богатейшей каменной резьбой. Камни с искусно вырезанными на них рельефными изображениями людей, зверей, птиц и растений были выложены так, что составляли цельные сюжетные картины.В середине 1460-х гг. собор неожиданно обрушился, но не целиком. По нынешней белокаменной кладке можно увидеть границу обрушения - она идет наклонно, от верхнего северо-западного угла к нижнему юго-восточному. После обрушения московский князь Иван III повелел восстановить собор как можно скорее. Реставрационные работы были порученыГеоргиевский собор в Юрьеве-Польском знаменитому московскому зодчему и подрядчику Василию Дмитриевичу Ермолину.

Георгиевский собор был лебединой песней владимиро-суздальского искусства. Через четыре года после завершения его убранства на Русь обрушились полчища монголов…

В XII-XIII веках роль Юрьева-Польского была незначительной. Неподалеку от города в 1177 году произошла битва между владимирцами и ростовцами, окончившаяся победой владимирского князя Всеволода III Юрьевича (Большое Гнездо). Второе крупное сражение - Липицкая битва - произошло в 1216 году; в этот раз победу одержали ростовские войска. В 1212 году Юрьев стал центром маленького удельного княжества, правил здесь сын Всеволода III Святослав.




Татаро-монгольское иго не миновало и Юрьев: в 1238, 1382 и 1408 годах он был разорен ордынцами. Во времена усиления Московского княжества небольшой город перешел под покровительство Москвы и не раз передавался «в кормление» княжеским вассалам. Известно, что в XV веке это была вотчина литовского князя Свидригайло, а в XVI веке - казанского хана Абдул-Летифа и после него - астраханского царевича Кайбулы.

Правление Москвы Юрьев принял спокойно. Но когда в Смутное время в 1609 году город взяли польско-литовские войска и Лжедмитрий II вознамерился отдать его также «в кормление» касимовскому царевичу Магомеду Мурату, юрьевцы во главе с Федором Красным подняли восстание.

После польско-литовского разорения Юрьев-Польской зажил жизнью тихого провинциального городка. С 1708 года он вошел в состав Московской губернии. Статус города официально был присвоен ему уже при Екатерине II - в 1778 году; тогда он стал центром уезда Владимирского наместничества. В уездном городе посреди Ополья жизнь шла неспешная, но оставившая немало следов на его улицах и переулках. Собственно, и сейчас Юрьев привлекает и туристов, и кинематографистов именно сохранностью своего старинного колорита.

Расположенный на берегу реки Колокша, в 68 километрах от столицы области. Площадь населенного пункта составляет 10 квадратных километров.

Первое поселение на месте современного города появилось в 1152 году. Населенный пункт представлял из себя круглую крепость, внутри которой был построен Георгиевский собор.

В начале 13 века в этих местах произошла известная Липецкая битва. В 1340 году Юрьев-Польский стал частью великого Московского княжества. В 17 веке населенный пункт сожгли польские интервенты.

В 1708-м был включен в Московскую губернию, а в 1796-м в Владимирскую.

В 1778 году населенный пункт был преобразован в уездный город. В 1920 в городе были открыты два музея: художественный и историко-архитектурный.

Промышленные предприятия города : Ткацко-отделочная фабрика, производство электросилового оборудования, мясокомбинат, спиртовой завод, молочный завод, мясо-молочное животноводство.

Телефонный код г Юрьев-Польский - 49246. Почтовый индекс - 601800.

Климат и погода

В Юрьев-Польском преобладает умеренно-континентальный климат. Зимы умеренно холодные и длительные. Лето относительно короткое и теплое.

Самый теплый месяц Июль - средняя температура 18,8 градусов, самый холодный месяц Февраль - средняя температура -9 градусов.

Среднее годовое количество осадков составляет 590 мм.

Погода в Юрьев-Польском

Численность населения города Юрьев-Польского на 2018-2019 год

Данные по количеству населения получены от службы государственной статистики. График изменения численности горожан за последние 10 лет.

Общая численность жителей на 2017 год составляла 18,6 тысячи человек.

Данные с графика показывают стабильное падение численности населения с 21430 человек в 2006 году до 18610 человек в 2017 году.

На январь 2018 по числу жителей Юрьев-Польский занимал 706 место из 1114 городов РФ.

Достопримечательности Юрьев-Польского

1.Георгиевский собор - это религиозное сооружение было построено в в начале 13 века князем Святославом Всеволодовичем. Этот собор был возведен на месте церкви Георгия, которая была построена в середине 12 века.

2.Михайло-Архангельский монастырь - это православное религиозное учреждение было основано в 13 веке. Рядом с монастырем распологаются историко-архитектурный и художественный музеи.

3.Памятник Юрию Долгорукому - этот монумент выполнен по проекту известного скульптора И.Черноглазовым в 2002 году. Эта достопримечательность располагается на центральной площади города Юрьев-Польского.

Транспорт

В городе находится железнодорожная станция, которая связывает Юрьев-Польский с Владимиром, Москвой , Гаврил-Посадом, Иваново , Колчугино , Александровым , Киржачем .

Общественный транспорт представлен автобусами и маршрутными такси. С автовокзала города осществляются автобусные рейсы в Москву, Кольчугино, Александров, Владимир,

 

 

Это интересно: