→ Павильон "грот".  Адмиралтейство

Павильон "грот".  Адмиралтейство

Фото: Документация департамента по конкурентной политике

В музее-усадьбе "Кусково" отреставрируют павильон Грот, построенный в XVIII веке, здание является объектом культурного наследия федерального значения. Проект работ предполагает сохранение и приспособление строения под современные условия, а также организацию условий приема посетителей, об этом говорится в документации департамента по конкурентной политики.

В здании отреставрируют монументальную, станковую и живопись под искусственный мрамор, позолоты баз и капителей в центральном зале, лепной декор, мраморный пол и тянутые карнизы. Реставраторам предстоит воссоздать деревянные конструкции, резьбу, паркетный пол, отреставрировать мебель, осветительные приборы, керамический декор, мозаику, янтарный набор, детали из черного и цветных металлов. Будут также восстановлены и воссозданы скульптуры, а вокруг грота восстановят исторический ландшафт и произведения садово-паркового искусства.

В ходе проведения работ будет отреставрирован штукатурный декор фасадов и цокольной части, кровли, элементов балюстрады и "шишки", отремонтируют или заменят оконную и дверную фурнитуру, восстановят оконные и дверные решетки с воссозданием утраченных элементов. Кроме того, в Гроте заново проложат инженерные коммуникации и установят видеонаблюдение. Масштабные работы по воссозданию объекта культурного наследия займут порядка полутора лет.

Грот был построен в 1755–1761 годах , каменный павильон выполнен в стиле барокко на трехступенчатом цоколе, он декорирован скульптурными, украшениями на фронтонах и львиными масками над окнами. Стены здания оформлены известковым туфом и цветным стеклом.

Здание является единственным гротом в России. Центральный зал расписан под зеленый с красными прожилками и розовый мрамор, южный и северный залы выполнены в теплых и холодных тонах. Стены залов декорированы гипсовой лепниной, зеркалами, кусочками стекла и морскими раковинами.

Техника украшения стен перламутром, ракушками пришла в Россию из Германии, а также полудрагоценными камнями и кораллами. Раковины были привезены из Атлантического и Тихого океанов, а также из подмосковных водоемов.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 4

Архитектор-реставратор, заместитель руководителя Национального центра опеки наследия Сергей Конев уверен, что по окончании восстановительных работ все желающие смогут увидеть еще один элемент садово-паркового искусства, приближенный к той эпохе и духу того времени.

"Дворцово-парковый ансамбль "Кусково" – уникальный для Москвы и для России. В нем собраны на тот момент все основные технологические и культурные элементы в одном месте. Одним из них является Грот. Вопрос того, что до него дошли деньги, руки и возможности – это очень хорошо. Значит, мы увидим еще один элемент садово-паркового искусства, который отреставрирован и приближен к той эпохе. Он будет доступен не только для специалистов, но и для всех желающих", – прокомментировал он.

Конев также отметил, что технологии XVII–XVIII веков сохранены, ими пользуются и сейчас. "У нас есть хорошие специалисты, которые смогут справиться с этой задачей, как реставраторы-проектировщики, так и реставраторы-строители. Технологии все сохранены, мы еще не успели их забыть", – добавил он.

Усадьба "Кусково" – яркий пример архитектурно-художественного ансамбля XVIII века, имение находится на востоке Москвы в районе Вешняки. Когда-то усадьба принадлежала графам Шереметевым, в ансамбль парка входит дворце, построенный в стиле классицизма, павильоны Грот, Оранжерея, Эрмитаж, Итальянский и Голландский домики, а также музей керамики и церковь Спаса Всемилостивого.

Во дворце сохранились декоративное убранство и планировка интерьеров с произведениями русского и европейского искусства, портреты русских импертаторов и нескольких поколений владельцев усадьбы – Шереметевых.

Павильон «Грот» в Пушкине (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

В царствование Елизаветы Петровны при европейских дворах стало модным устраивать специальные павильоны у воды: благородные особы могли прямо с порога пересесть в лодку, не утруждая себя ходьбой. «Грот» был задуман как ответ западным веяниям - и ответ поистине роскошный.

По личному приказу Елизаветы за проектирование взялся сам Франческо Бартоломео Растрелли. Павильон был создан в стиле елизаветинского барокко, отсюда богатство форм, сложный силуэт здания и склонность архитектора к пышному декору. Конструкция павильона идеально соответствует месту: Растрелли умышленно спроектировал фасады одинаковыми - так «Грот» визуально соединяет регулярную и пейзажную части парка. Павильон окрашен в нежные лазорево-белые оттенки: безупречный выбор, так как эта цветовая гамма одновременно служила как «визиткой» самого Растрелли (в Екатерининском парке все здания за его авторством окрашены сходным образом), так и подчеркивала близость павильона к водной стихии.

Чтобы усилить эффект, Растрелли добавил на фасад резные маски Нептуна, изображения дельфинов, тритонов, морских растений и раковин. По замыслу архитектора, внутренние помещения тоже требовали отделки в морском стиле. Для этого даже успели закупить десятки пудов настоящих раковин... но увы, архитектору не удалось осуществить свой замысел.

Павильон окрашен в нежные лазорево-белые оттенки: эта цветовая гамма одновременно служила как «визиткой» самого Растрелли, так и подчеркивала близость павильона к водной стихии.

Не повезло и самой императрице: она так и не смогла насладиться водной прогулкой. Хотя на проект не жалели ни сил, ни денег, от первых эскизов 1745 г. до воплощения в камне прошло 10 лет. Еще через год грянула Семилетняя война, и отделка «Грота» отодвинулась на следующую эпоху - уже екатерининскую. К этому времени барокко как декоративный стиль устарел, и новый архитектор Антонио Ринальди в 1771 г. целиком пересоздал интерьер в изящной и легкой традиции классицизма. Впечатление воздушности усилили кованые решетки на окнах, отделанные листовой медью с позолотой.

При Екатерине Великой изменился не только декор, но и назначение здания. Императрица повелела устроить своеобразный музей - разместить в павильоне коллекцию старинных ваз из декоративных камней, античных бюстов и классических скульптур (среди них знаменитую статую Вольтера, которого императрица считала личным другом). «Грот» отныне называется Утренним залом (по легенде императрица любила проводить здесь досуг, любуясь рассветными лучами над Большим прудом). Легенда имеет под собой основания: документально подтверждено, что в дни, когда императрица пребывала в любимом павильоне, доступ в парк был закрыт до семи утра.

Берег постепенно отодвигают от павильона: сначала создают простую искусственную насыпь, а в 1830 г. по проекту архитектора Ф. Ф. Видова возводят первую пристань. После модернизации 1872 г. она в неизменном виде просуществовала ровно век - пока не была перестроена в граните уже в советское время.

В наши дни павильон открыт для посетителей, в нем выставляются многочисленные экспонаты - традиция екатерининской эпохи жива до сих пор.

Практическая информация:

Как добраться: полную информацию об адресе Екатерининского парка, доступном транспорте, часах работы и стоимости билетов вы можете найти на странице «Екатерининский парк в Пушкине ».

Павильон находится на берегу Большого пруда, между пейзажной и регулярной частями парка.

В 1760-х годах.

Он состоит из трех отделений: среднего и двух боковых полукруглых, длиною на 17, шириною на 6 саженях. По проекту «только задняя стена грота должна была находиться на суше. С трех сторон вода подступала непосредс­твенно к стенам Грота». Елизавета, «вышедши из Грота, могла сесть в лодку и отправиться по большому пруду на бекасиную охоту». Объемное и плановое решение здания - скругленные углы, ниши для статуй, большие полуциркульные экседры, образующие выступы на торцевых фасадах, - характерны для архитектуры барокко. Барочной пышностью и богатством отличаются и фасады.

«Когда входишь в эту залу, то, право, дух захватывает и - о чудо! Статуя Вольтера нисколько не теряет от всего ее окружающего. Вольтер прекрасно стоит там; он любуется на лучшие статуи античные и современные». Испытывать восторг перед статуей являлись и придворные: «… с тех пор, как там стоит Вольтер, смотреть утреннюю залу ходят караванами»

Императрица Екатерина II, в одном из писем к Гримму, говорит про эту залу так: "Статуя Вольтера, сделанная Гудоном, поставлена в утренней зале, там она окружена Антиноем, Апполоном Бельведерским и множеством других статуй, которых формы привезены из Рима, а отлиты они здесь. Когда входишь в эту залу, то, вправо, дух захватывает и -о, чудо! статуя Вольтера нисколько ни теряетот всего ея окружающаго. Вольтер прекрасно стоит там; он лубуется на лучшие статуи античные и современныя. Эта зала имеет имеет дверь, выходящую на озеро, другая выходит на очень густую аллею; с тех пор как там стоит Вольтер, смотреть утреннюю залу ходят караванами".

Несколько лет это изваяние украшало павильон Грот. Однако после того, как в 1791 г. в Париже начались революционные шествия, участники которых называли Вольтера “вдохновителем борьбы за народную свободу”, русская императрица разгневалась на француза-вольнодумца. В результате скульптура его была вывезена прочь из царскосельского Грота.

Почти полвека судьба этого творения Гудона оставалась неизвестной. В 1831 г., начав работать над историей Петра I, Пушкин захотел познакомиться с документами, посланными Ломоносовым и Шуваловым Вольтеру, когда тот писал “Историю России при Петре Великом”. После смерти знаменитого французского философа бумаги эти вместе с библиотекой его были отправлены в Россию и хранились в одной из комнат старого Эрмитажа. Вход туда был строжайше запрещен, и Пушкину пришлось добиваться личного разрешения императора Николая, чтобы попасть в это закрытое хранилище. Оказавшись в полутемной комнате, Александр Сергеевич вдруг, к немалому удивлению своему, буквально нос к носу столкнулся с самим Вольтером - скульптурное изваяние работы Гудона было втиснуто в узкое пространство между книжными полками. Статуя так понравилась Пушкину, что он даже зарисовал ее на память в своей записной книжке. Но лишь более чем полвека спустя, в 1887 г., опальное мраморное изваяние философа-вольнодумца было выставлено на всеобщее обозрение в главном музее Северной столицы.

Затем в Гроте были поставлены: бронзовое изображение Людовика XIV на лошади; бюсты: императора Иосифа II, Монтесумы, последнего мексиканского государя; султана Солимана и любимой его жены, с полузакрытым лицом; две вазы из сероватой колыванской бреччи; ваза из синеватой яшмы и проч. Эти произведения были сделаны на Петергофской гранильной фабрике.


Императрица Екатерина II любила в Гроте заниматься делами и когда она там «занималась», по словам М. И. Пыляева, в сад никого не пускали. Этот ритуал даже нашел отражение в стихах :

Здесь в полдень, уходя в гроты,
покоилась прохлад в тени,
А тут Амуры и Эроты
Уединились с ней один.

До 1787 г. все бронзы, которые были позже переставлены на Камеронову галерею, находились, вероятно, в царскосельском Гроте. Здесь же разместили (отлитую в 1786 г.), мраморного «Ахиллеса» («Ареса» Боргезе), вместе с его бронзовой копией, выполненной Ф. Шубиным в 1789 г.


Очертания павильона со скругленными углами, нишами для статуй, большими полуциркульными выступами на торцевых фасадах характерны для архитектуры барокко. По-царски щедро декорированный развлекательный парковый павильон в эпоху Екатерины II превратился в место уединения и отдыха на берегу .


В 1780-х гг. Грот стали называть Утренним залом . пишет: «Так здание называлось от того, что Екатерина II , вставая всегда рано, по утрам в хорошие ясные дни иногда изволила заниматься государственнымиделами или в Цветном садике возле колоннады, или иногда, для вящей прохлады, и в сем гроте, где каменные искусственные произведения, как и прежде, тем еще более увеличивали прохладу; посему до семи часов утра во время высочайших здесь присутствий вход в сад совершенно запрещен был посторонним людям.». Екатерина очень любила вид от Грота на озеро и часто по утрам в жаркие летние дни удалялась сюда и занималась здесь делами и литературой. Сюда же в эти дни, к 10 часам, сигналом созывалась молодежь для общего «фриштика» чаем, кофе и шоколадом. Иногда при этом бывала утренняя музыка. Часто в теплые вечера с наступлением темноты Императрица здесь ужинала, слушая военную музыку, гремевшую у «Зала на острову ».

В 1780-х годах в павильоне Грот находились каменные столешницы разных форм, выполненные из черного, синего с белыми прожилками, желтого мраморов, столешницы из яшмы, а также «струйчатые и мозаичные». Некоторые из них были отправлены на Петергофскую гранильную фабрику, другие переданы «архитектору Гваренгию для постановления [...) в старом Царскосельском саду позади крестьянского деревянного дома железной беседки...»

В 1782 году в окнах и дверях Грота установили : на переплетающиеся узоры наложены вызолоченные орнаменты из листовой меди. Черные с позолотой решетки прекрасно оттеняют голубизну наружных стен, удачно перекликаются с отделкой фасадов Большого дворца и циркумференций, что подчеркивает архитектурное единство сооружений. В великолепном узоре решеток дверей Грота Растрелли повторил некоторые мотивы рисунка дворцовых ворот циркумференций (оконные и дверные проемы Грота были застеклены лишь в1900 году). Гранитный цоколь павильона и глухая балюстрада, ограждающая его крышу, служат как бы рамой, заключающей в себя эту живую, динамическую игру форм. Стены Грота отделаны лепной работой и выкрашены в 2 тона: полы из мраморных плит. Несмотря на простоту отделки, здание производит выгодное впечатление своими пропорциями и выдержанным рисунком лепки. Отделка «просто квадратной работой», избранная Екатериной, кажется прекраснее густой наружной позолоты и бесчисленных раковин, столь нравившихся Елизавете Петровне.

Наружный вид здания довольно значительно изменился по сравнению с тем, каким он представлялся на старинных гравюрах. Изменены украшения на крышах, снята балюстрада со статуями. В XIX веке здесь появились бронзовые скульптуры и . До середины XIX века внутри здания стояла в виде богини Минервы работы Рашетта, отлитая В. Можаловым в Петербургской академии художеств в 1789 году.

1795 года Августа 14 дня присланы в утренний грот 28 мраморных статуй и бюстов, находившихся до того времени в Мраморном дворце.

Павильон органично вписывается в окружающий пейзаж и виден со всех сторон Большого пруда.

Источники:

  • И.Яковкин "Описание Села Царского", 1825
  • С.Н.Вильчковский "Царское Село", 1911
  • Г.Семенова "Царское Село: знакомое и незнакомое", 2009
  • Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. - СПб.: Аврора, 2010. - 303 с.
  • Пилявский В. И. Стасов. Архитектор. Л.: Госстройиздат, 1963, 251 с., ил.
  • Царское Село. Путеводитель по дворцам и паркам. СПб, Изд-во Аврора, 2007 г., 256 с.
  • Императрица Елизавета Петровна и Царское Село. К 300-летию со дня рождения". Альманах "Сокровища России", вып. 91, 2010 г.
  • Сидоренко К.П. Годы юности в городе Пушкине, 1945-1956 гг
  • Письма А. Кучумова
  • Материал газеты "Вперед"

Современные фотографии сайт ©

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей - мы ответим Вам в течение суток!

Парковый павильон Грот в Царском селе расположен на северном берегу Большого пруда. В его сооружении участвовали знаменитые архитекторы Растрелли и Ринальди, заказала Елизавета Петровна, а использовала Екатерина Великая.

Задуманный дочерью Петра как лодочная пристань, Грот в Царском селе стал местом государственных и литературных занятий ее невестки. Согласно веяниям моды и вкусам императриц изменялся интерьер внутри, причем кардинально.

Расположен павильон Грот в Царском селе в 300 метрах к юго-востоку от Екатерининского дворца, названного в честь их же родственницы, жены Петра Великого и матери Елизаветы Петровны. Фото с высоты точно ориентировано по сторонам света, на нем Грот и пруд на первом плане, дворец в некотором отдалении.

Среди ближайших достопримечательностей – Камеронова галерея как продолжение дворца и Нижняя ванна, куда мы вскоре отправимся. Объект предыдущего похода – Эрмитаж в Царском селе в кадр не вошел, он левее. Вся территория, на которой названные объекты располагаются, занята Екатерининским парком, а именно его регулярной частью.

Грот в Царском селе — вблизи и внутри

Трехчастный павильон Грот в Царском селе, с куполом в средней части, возводили несколько архитекторов при руководстве Растрелли. Здание оформлено многочисленными колоннами и пилястрами коринфского ордера, объединенные в несколько групп. Колонны, в отличии от пилястр, имеют периодические полосы голубого цвета

Вся цветовая гамма расцветки павильона исчерпывается белым и голубым, причем самого нежного оттенка. Умело подобранное соотношение архитектурных элементов, геометрических форм и их окраски избавляет восприятие Грота от ощущения монотонности. Выставленные вдоль фасада деревца в контейнерах дополнительно оживляют облик здания.

Первоначально Грот в Царском селе по указанию Елизаветы Петровны был оборудован пристанью для лодок, используемых императрицей при охоте на бекасов. Сменившая ее на престоле Екатерина Вторая повелела пристань убрать, она использовала павильон как место уединенных занятий, преимущественно по утрам. Даже наименование Грот на время было забыто, замененное на Утренний зал.

Красочная арка выхода к пруду обильно украшена лепниной, застекленный проем украшен ажурной решеткой. Оживленной публики, которую застиг перед фасадом павильона наш фотограф, в те времена при утренних занятиях Екатерины, естественно, не было. Существовал запрет кому-либо посещать Грот в Царском селе без вызова императрицей. Ей нравилось уединение в прохладном Утреннем зале, прогулки возле водоема и созерцание природных красот.

Убранство первичное и нынешнее

Осуществленное Растрелли украшение внутри павильона с использованием множества раковин разного размера просуществовало недолго. Уже на первом десятке лет царствования Екатерина приказала изменить интерьер на классический, который и наблюдают нынешние посетители. Автором новой отделки был Ринальди, автор строгого и внушительного Мраморного дворца в центре Санкт-Петербурге, где сейчас филиал Русского музея.

Для украшения интерьера в Грот в Царском селе были собраны выдающиеся скульптурные работы и изделия камнерезов. На самом видном месте стояла копия известной статуи сидящего в кресле Вольтера, выполненной Жаном Гудоном. Однако в период французской революции, символом которой был мыслитель, скульптура по повелению Екатерины была удалена. Позже на том же месте водружена сама императрица в виде бронзового изваяния, копии с работы Рашетта.

Упомянутая статуя до наших дней не уцелела, при оккупации города Пушкина ее зарыли в землю для сохранения. Немцы ее обнаружили и вывезли в Германию, дальнейшая судьба монумента неизвестна. Заменой утрате стала мраморная скульптура, один из пробных вариантов для памятника Екатерине Великой в Санкт-Петербурге, работа автора Михаила Микешина и скульптора Чижова. Питерский монумент – из 50 тонн бронзы, высотой 10 метров, с фигурой около 4,5 метров.

Пьедестал и монеты

Копию таких габаритов Грот в Царском селе вместить не мог, статуя здесь примерно в рост невысокого человека. Таков же гранитный постамент цилиндрической формы, на котором установлена статуя. Манера устанавливать на ребро монеты по окружности постамента – новое веяние, дополнившее старинный обычай бросать деньги в море, любые водоемы и фонтаны.

Однако брошенные в воду монеты, по поверью, обеспечат бросившему возвращение к понравившемуся объекту. Для подобного пожелания водоем – в нескольких десятках шагов. Другими местами, куда попадали монеты, были захоронения. Металлические деньги клали в насыпи и гробы, даже вкладывали в ладонь или в рот покойному. У разных народов это был пропуск в царство мертвых – Аид, плата Хирону за перевоз через реку Стикс.

Христиане пытались дать взятку апостолу Петру, чтобы отправил в Рай вместо Ада, у мусульман монеты не хоронили, а раздавали неимущим. Однако имели монеты и иное предназначение, будучи амулетами и украшениями, наградами за отличия и памятными знаками. Пока непонятно, как трактовать увиденное, по изложенному выше или как скрытое подношение на содержание достопримечательности.

На набережной возле Грота

Возвращаясь к закопанной и утраченной скульптуре Екатерины, следует заметить, что она была не единственной. Недалеко от Грота так же прятали еще две статуи, они войну пережили под землей и сохранились. После снятия блокады Ленинграда их невредимыми извлекли, а после войны установили на восстановленной набережной.

С одной стороны павильона Грот в Царском селе на постаменте – Гладиатор, преклонивший колено и опирающийся на щит. С другой – показанный на фото Умирающий галл, обнаженный воин, погибающий на щите от полученных ран. Это копия с римского воспроизведения первоначального оригинала, изготовленного для пергамского царя Аттала в честь его победы над неприятелем.

Северная оконечность Большого пруда, где расположен Грот в Царском селе, весьма популярна для прогулок у жителей города Пушкина и приезжих туристов. Посещение павильона всегда сочетается с вылазкой на природу, которая начинается прямо на его набережной. Акватория водоема достаточно обширна, здесь организовано катание на лодках, даже на копиях венецианских гондол с разряженными гондольерами.

Рукотворное озеро является обиталищем водоплавающих птиц, на остатки от их кормления слетаются и вездесущие голуби. Достаточно пищи и для них, развлекающиеся посетители не жалеют имеющихся при себе продуктов для собравшихся пернатых. Хорошая погода и свежий воздух превращают музейную экскурсию в променад.

Город Пушкин – крупнейшее скопление достопримечательностей в окрестностях Санкт-Петербурга, административно это сейчас район мегаполиса. Не забывайте при приезде сюда посетить павильон Грот в Царском селе попутно с другими объектами.

«Грот» – павильон, расположенный на северном берегу Большого пруда, в Екатерининском парке города Пушкин. Павильон «Грот», также как и «Эрмитаж», стал данью западной моде на подобные сооружения в регулярных парках. Такие постройки обычно возводились на берегу водоема, со свободным выходом к воде.

«Грот» был спроектирован в середине XVIII столетия по повелению императрицы Елизаветы Петровны архитектором Франческо Бартоломео Растрелли, а строительство его было начато в 1755 году. К сожалению, государыня не увидела возведенный павильон и не смогла отчалить от него на лодке по Большому пруду, как она планировала. Строительство было закончено уже при императрице Екатерине II, только в 1760-е годы.

Архитектура павильона «Грот» создана в стиле барокко, характерной чертой которого являются его своеобразие, аристократичность, красочность и богатство форм. Растрелли сумел сделать небольшое здание павильона запоминающимся и в то же время гармонирующим с окружающими его зданиями и садом. Фасады «Грота» выполнены в лазурно-голубом цвете, как и все произведения Растрелли в Екатерининском парке. Только колонны соединяют в себе белый и голубой тона, да замысловатые морские узоры над окнами акцентируются белым оттенком. Окна, декорированные фигурками дельфинов, тритонов и суровым ликом Нептуна, подчеркивают близость расположения строения с водой. В этой же связи и купол «Грота» первоначально был завершен деревянным резным фонтаном.

Обыкновенно в Европе павильоны, подобные пушкинскому строению, изнутри облицовывали раковинами, делая их похожими на подлинный прибрежный грот в пещере. Растрелли думал украсить «Грот» подобным образом, однако этот замысел не воплотился в жизнь.

Внутренние помещения «Грота» были отделаны по плану Антонио Ринальди в 1771 году. Эта облицовка и сохранилась до наших дней. Спустя десятилетие, на окнах и дверях павильона были установлены ажурные решетки, сделанные из железа, с позолоченным орнаментом.

Екатериной Великой было дано распоряжение разместить в павильоне «Грот» античные статуи, бюсты и древние вазы из цветных камней. Здесь, в уединенной и романтической обстановке, в окружении одних только каменных изваяний, государыня предпочитала заниматься государственными делами и литературой. Екатерина II называла павильон «Грот» Утренним залом.

В XIX столетии архитектор Александр Фомич Видов на Большом пруду перед «Гротом» возвел пристань, которая с течением времени практически полностью была разрушена в годы Великой Отечественной войны. В 1971-1972 годы пристань была построена снова, теперь уже из гранита.

В настоящее время царскосельский павильон «Грот» открыт для экскурсантов, в его залах экспонируются временные выставки.

 

 

Это интересно: