→ Vbulletin русская архитектура 18 века. Русский классицизм в архитектуре

Vbulletin русская архитектура 18 века. Русский классицизм в архитектуре

: именно там жили и работали ведущие архитекторы России. Однако они же строили здания и в других городах. 10 зданий русской глубинки от архитекторов первой величины - в подборке портала «Культура.РФ».

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону

Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Архитектор Константин Тон. 1854–1860. Фотография: Дмитрий Артемьев / Wikipedia

В середине XIX века Константин Тон был одним из самых известных отечественных архитекторов. В основном он трудился в Москве и Петербурге, но среди его работ есть и здания в других городах. В 1854–1860 годах по типовому проекту Тона в Ростове-на-Дону возвели храм. Пятикупольный храм в неовизантийском стиле очень похож на другие постройки архитектора - московский храм Христа Спасителя , а также несохранившиеся Введенский собор в Петербурге и Святодуховский в Петрозаводске.

Возвели храм на деньги местных купцов. Сам Константин Тон в строительстве ростовского собора не участвовал - работами руководил архитектор Александр Кутепов, а 75-метровую колокольню позже построил Антон Кампиони. В советское время на территории храма работал зоопарк, а в самой церкви размещался склад.

Банк Рукавишниковых в Нижнем Новгороде

Здание бывшего доходного дома Рукавишниковых. Архитектор Федор Шехтель. 1911–1913. Фотография: Igor Lijashkov / фотобанк «Лори»

Федор Шехтель проектировал московские здания в стиле модерн: особняк Рябушинского, особняк на Спиридоновке и другие. А в Нижнем Новгороде он спроектировал банковский комплекс и доходный дом. Его заказчиками были Рукавишниковы - представители одной из богатейших местных династий.

Фасад здания Шехтель декорировал белой глазурованный плиткой фирмы Villeroy Bosh и растительными орнаментами. В создании скульптурного оформления участвовал еще один столичный мастер - Сергей Коненков. Он создал размещенные над входом чугунные фигуры мужчины и женщины, символизирующие союз промышленности и земледелия. На первом этаже здания располагались магазины, на втором и третьем - отделения Русского торгово-промышленного банка.

Спасский Староярмарочный собор в Нижнем Новгороде

Создатель петербургского Исаакиевского собора Огюст Монферран также повлиял на формирование архитектурного облика Нижнего Новгорода. В 1818–1822 годах он построил здесь пятиглавый Спасский Староярмарочный собор в стиле классицизм. Соавтором Монферрана стал известный инженер Августин Бетанкур.

Иконостас для церкви выполнил итальянский художник Торричелли. Его украсили росписями по канонам европейского искусства: у некоторых персонажей были обнажены участки тел. Это очень смущало местных богобоязненных купцов, многие из них даже брали в храм свои иконы и молились только им. Было решено заказать новый иконостас - его создал для Староярмарочного храма архитектор Василий Стасов.

Борисоглебский монастырь в Торжке

Борисоглебский монастырь. Архитектор Николай Львов. 1785–1796. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»

Борисоглебский собор одноименного монастыря в Торжке был возведен по проекту Николая Львова в 1796 году на месте разрушенного старого храма. Первые кирпичи в его основание заложила лично Екатерина II. Строительством руководил местный зодчий Франц Буци. Купола пятиглавого Борисоглебский собора увенчаны золочеными шарами с ажурными крестами, алтарь для него построили в виде ротонды. По мнению исследователей, по проекту Львова возвели и монастырскую надвратную церковь-колокольню.

Усадьба Городня в Калужской области

Калужскую усадьбу Натальи Голицыной - знаменитой «усатой княгини», ставшей прообразом пушкинской Пиковой дамы , - построили по проекту Андрея Воронихина. В 1790-х годах он был еще молодым архитектором, только-только получившим вольную у графа Строганова. Воронихин продолжал выполнять заказы графа и его родственников, а Павел Строганов был женат на дочери княгини.

Для Натальи Голицыной молодой архитектор построил скромное, но изысканное здание в два этажа, в котором должны были проходить парадные приемы. По сторонам от него возвели два симметричных жилых флигеля. Вокруг дома был разбит английский парк, однако он до наших дней не сохранился. Интерьеры усадьбы тоже были полностью уничтожены - во время войны. Как выглядел внутренний декор можно узнать только по нескольким сохранившимся фотографиям.

Храм Воскресения в Почепе

Храм Воскресения. Архитектор Антонио Ринальди. Фотография: Элеонора Лукина / фотобанк «Лори»

Воскресенский собор в стиле русского барокко и четырехъярусную колокольню построили по указу последнего украинского гетмана Кирилла Разумовского. Раньше считалось, что автором проекта был архитектор Жан Батист Валлен-Деламот. Однако позже исследователи стали склоняться к мнению, что его построил Антонио Ринальди, а иконостас собора создал Франческо Бартоломео Растрелли . Первоначально церковь была частью дворцового ансамбля, но здание усадебного дома и парк погибли во время Великой Отечественной войны. В советское время храм закрыли, но сегодня там снова проводятся богослужения.

Иркутский академический драматический театр

Иркутский академический драматический театр. Архитектор Виктор Шретер. 1894–1897. Фотография: Михаил Марковский / фотобанк «Лори»

Виктор Шретер был главным архитектором Дирекции Императорских театров, поэтому новые театральные здания по его проектам строились не только в столице, но и в провинции. В 1897 он возвел драматический театр в Иркутске на средства местных купцов. Шретер построил небольшое функциональное здание на 800 человек. Внешне оно выделялось среди других городских построек тем, что его стены не штукатурили - они были просто кирпичными. Театр поражал современников не только своим новаторским обликом и элегантной отделкой, но и техническим оснащением и безупречной акустикой.

Дворцовый ансамбль в Богородицке

Дворцовый ансамбль в Богородицке. Архитектор Иван Старов. Фотография: Илюхина Наталья / фотобанк «Лори»

Архитектор Иван Старов построил множество загородных усадеб - в основном в предместьях Петербурга. В 1773 году по его проекту возвели загородный дворец в Тульской области, который заказала Екатерина II. В письмах к Вольтеру она называла Богородицк «чистым цветником».

На берегу реки Упертой возвели двухэтажный дом с бельведером - башенкой над крышей здания. В 1774 году по проекту Ивана Старова рядом с ним заложили небольшую однокупольную Казанскую церковь. В годы Великой Отечественной войны Богородицк был разрушен почти полностью, и некогда блистательный дворец превратился в руины. В 1960–70-е годы здание восстановили, сегодня там находится

Князь Михаил Голицын

Штакеншнейдер построил дворец в стиле необарокко с коринфскими колоннами. Крышу здания обрамляла балюстрада - фигурные перила. Внутри здание выглядело так же величественно, как и снаружи: в XIX веке в его залах проводились лучшие балы в городе. В советское время в здании разместился местный историко-краеведческий музей, который находится там до сих пор.

Преображенская церковь в селе Красном

Преображенская церковь в селе Красном. Архитектор Юрий Фельтен. Фотография: Солодовникова Елена / фотобанк «Лори»

Преображенский храм в селе Красном построили в 1787–1780 годах, это была практически точная копия Чесменской церкви Юрия Фельтена. Вероятно, такое решение было принято владельцами усадьбы Красное Полторацкими для того, чтобы обратить на себя внимание Екатерины II и заслужить ее расположение. Главное отличие от петербургского храма заключалось в желтом цвете, в который покрасили стены готического храма, - Чесменская церковь была красной. В советское время храм закрыли и вплоть до 1998 года его использовали под склад. Сегодня в церкви снова проводятся богослужения.

Развитие архитектуры XVIII века в России определялось социально-экономическими и политическими условиями, уровнем архитектурной и инженерно-технической мысли, опытом зодчих и строителей, вкусами и потребностями царской семьи, дворянства и богатого купечества.

В начале XVIII в. начинается целенаправленное, творческое переосмысление и практическое использование наследия европейского искусства. В результате, в кратчайшие сроки в стране были заложены основы новой архитектурной школы, представлявшей сплав русских и европейских градостроительных традиций. Были изданы переведенные на русский язык многочисленные руководства по фортификации, строительству крепостей. Благодаря разработке типовых проектов жилых и общественных зданий, в России начала XVIII в. строились мануфактуры, судовые верфи, учебные заведения, театры. Продолжалось возведение церквей, соборов, дворцов, сооружались набережные, каналы, мосты.

Важнейшим атрибутом архитектуры этого времени стал ордер, использование которого позволило создать принципиально новые монументальные общественные сооружения.

Петр I ввел жесточайшую градостроительную дисциплину. Он определил стандарты для строившихся в столице домов: каменные двухэтажные для «именитых» горожан и деревянные – для «подлых» и «зажиточных». В условиях войны со Швецией Петром был издан указ, запрещавший возводить каменные здания вне Петербурга, что значительно затруднило строительство в провинции.

В начале XVIII в. в России работали иностранные архитекторы итальянец Доменико Андреа Трезини (ок. 1670-1734), немец Андреас Шлютер (1660-1714) и др. В круг их обязанностей входило обучение русских специалистов своему мастерству. Манифест Петра I от 16 апреля 1702 г. гарантировал им и специалистам других профессий, приезжавшим в Россию, безопасность в пути, свободу вероисповедания, право беспрепятственно возвращаться на родину.

Архитектура нового времени наиболее полно воплотилась в строительстве Санкт-Петербурга, основанного в 1703 г. С 1712 г. город стал столицей России. В градостроительных и архитектурных формах новой столицы воплощались идеи величия государства, петровских преобразований, становление светской культуры. Строительство новой столицы было начато с Петропавловской крепости – «земляной фортеции», заложенной 16 мая 1703 г. на Заячьем острове в устье Невы. В 1704 г. начала воздвигаться кораблестроительная верфь – Адмиралтейство, вокруг которого возникли слободы кораблестроителей и моряков.

Возведением Петербурга руководила Канцелярия городовых дел, учрежденная в 1706 г. С 1709 г. она была преобразована в Канцелярию от строений, главной функцией которой был контроль за строительством столицы и деятельностью иностранных архитекторов.

В 1710 г. по проекту Д. Трезини было начато сооружение Александро-Невского монастыря, к которому была проложена дорога – будущий Невский проспект. Под его руководством были также возведены Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий (при участии М. Г. Земцова), Гостиный двор, Летний дворец Петра (совместно с А. Шлютером) и др. Город украсили дворцы, принадлежавшие А. Д. Меншикову, А. М. Апраксину, П. И. Ягужинскому и другим вельможам. В 1711г. был построен первый Зимний дворец, отличавшийся простотой и скромностью отделки фасадов и интерьеров.

С 1714 г. в пригородах Петербурга Петергофе, Стрельне, Ораниенбауме возводились загородные царские дворцы и усадьбы приближенных Петра – П. М. Бестужева – Рюмина, Ф. А. Голицына, Г. И. Головкина и др.

Особым блеском отличался архитектурный ансамбль Петергофа, состоявший из Большого Петровского дворца и парков, украшенных фонтанами и скульптурой. Руководство строительством летней резиденции государя возглавляли в разные годы Ж.-Б. Леблон (автор Генерального плана Петербурга), И. Браунштейн, Н. Микетти. В работе участвовали русские и иностранные скульпторы, живописцы, мастера разных специальностей. Строительство Петергофа было завершено в 1725г. Впоследствии здание Петровского дворца неоднократно перестраивалось.

Основание Петербурга и перенесение в него столицы определило весь дальнейший ход российской истории: культуре страны было суждено распределиться по двум параллельным руслам – московскому и петербургскому. С этого времени началось то явное, то тайное соперничество двух столиц России – Петербурга и Москвы.

В начале XVIII в. происходили заметные изменения в архитектурном облике Москвы – наметилось стремление к рациональной планировке («регулярности»), единообразию стиля, одинаковой высоте зданий, ширине улиц и т.д. Здесь сооружались здания промышленного, административного, учебного назначения, были построены новые храмы и дворцы знати. В начале XVIII в. были построены мануфактура Суконный двор, здание Главной аптеки (оно впоследствии стало первым помещением первого российского университета). После пожара в Кремле в 1701 г. Петр приказал построить Арсенал («цейхгауз» – его строительство было закончено в 1732 г.). У Никольских ворот было построено здание первого в стране публичного театра («Комедийной хоромины»). Было завершено строительство Большого Каменного моста длиной 140 и шириной 22 метра. В возведении этих сооружений принимали участие Х. Конрад, М. Чоглоков, Д. Иванов и другие зодчие и инженеры.

Продолжалось также строительство дворцов, принадлежавших вельможам петровского времени. В Лефортово по проекту Д. В. Аксамитова был возведен дворец сподвижника Петра I А. Д. Меншикова. По его же заказу И. П. Зарудный выстроил церковь Михаила Архангела («Меншикова башня») и др.

К числу оригинальных архитектурных сооружений Петровской эпохи относятся триумфальные ворота. Их возводили на пути следования царственных особ вначале в Москве, а затем в Петербурге и других городах России. Триумфальные ворота были установлены в честь взятия Азова, победы под Полтавой, заключения Ништадтского мира и т.п.

Военно-оборонительные задачи требовали реконструкции старых и закладки новых городов- крепостей. В результате были заложены, восстановлены или обновлены крепости Нарва, Рига, Ревель, Воронеж, Таганрог, Соловки, Копорье, Ям и др. Древнерусская крепость Орешек после ее возвращения в ходе Северной войны была реконструирована и переименована в Шлиссельбург.

Каменные здания сооружались также в Тобольске, который с 1708 г. стал центром Сибирской губернии. В его строительстве заметную роль сыграл архитектор, картограф и географ С. У. Ремезов (1642-1720). По его проектам на территории тобольского кремля были построены Приказная палата и Гостиный двор.

В 1714 г. на острове Кижи в Онежском озере был построен на средства местных крестьян деревянный храм в память Полтавской победы – церковь Преображения. Это уникальное сооружение, высотой в 35 м., украшенное 22 главами, отличающееся совершенством форм, было выполнено русскими мастерами без единого гвоздя. Преображенский храм в Кижах может считаться одним из высших проявлений русского плотничьего искусства.

После смерти первого российского императора в 1725 г. началась эпоха дворцовых переворотов. Изменения, происходившие в политической жизни страны этого периода, были более заметными, чем изменения в культурной жизни. Так, в развитии архитектуры заметно прослеживалась линия предшествовавшего периода. Ведущим архитектором этого времени был Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771). С его именем связан расцвет художественного стиля барокко (от итальянского- «причудливый», «странный»). Для барокко была свойственна торжественность, пышность форм, нарядность и прихотливость декора, контрастные цвета (синий или малиновый с белым), обилие позолоты, связь с окружающей местностью, с ландшафтом. Основными сооружениями Растрелли были Зимний дворец, собор Смольного монастыря в Петербурге, Андреевская церковь в Киеве, Екатерининский дворец в Царском селе и др.

Заслуга Растрелли состоит в том, что его многочисленные ученики, разъехавшись по России, строили в провинции так называемые «растреллиевские» церкви, дворцы, усадьбы. Одним из них был Савва Иванович Чевакинский (1713-1774) . Под его руководством в Петербурге

был построен Никольский военно-морской собор, дворцы Шереметевых, И. И. Шувалова и др.

Большой вклад в развитие отечественной архитектуры 30-50-х гг. XVIII внесли «пенсионеры», учившиеся архитектурному делу на государственный счет в Европе. Среди них – М. Г. Земцов, П. М. Еропкин, И. К. Коробов, И. А. Мордвинов, И. Ф. Мичурин. В Петербурге и Москве ими были возведены церкви, дворцы, театры и т.п. Судьба большинства из них складывалась трудно, а в отдельных случаях и трагично. Так, при Анне Иоанновне был казнен за участие в «деле Волынского» первый русский теоретик архитектуры Петр Михайлович Еропкин (1698-1740).

В середине XVIII в., вслед за Европой, в русском искусстве получил развитие стиль рококо (или рокайль – от фр. «раковина»). Для архитектуры этого стиля был характерен манерно-утонченный, подчеркнуто изящный и усложненный вид. В отделке помещений часто использовался мотив орнамента в виде стилизованной раковины. В декоре также широко использовались резные и лепные узоры, завитки, маски, головки амуров и т.д. В убранстве помещений большую роль играли живописные панно, рельефы, зеркала, статуэтки. Предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы. Преобладали светлые, переливчатые тона.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков Опубликовано 07.04.2017 15:31 Просмотров: 3023

В западноевропейском искусстве XVII-XVIII вв. основными художественными направлениями и течениями были барокко и классицизм. Во многих европейских странах создавались Академии художеств и архитектуры. Но ни один из этих стилей не существовал в искусстве Англии XVII-XVIII вв. в чистом виде, т.к. они пришли на английскую почву гораздо позже, чем в другие страны.

Для английского искусства этого периода характерно внимание к эмоциональной жизни людей, особенно это касается портретной живописи. Кроме того, английское Просвещение особое внимание уделяло идеям нравственного воспитания личности, проблемам этики и морали. Другим ведущим жанром английской живописи этого периода стал бытовой жанр . О наиболее известных художниках (Т. Гейнсборо , Д. Рейнольдс , У. Хогарт) мы рассказали на нашем сайте.

Архитектура

В XVII и XVIII вв. Англия являлась одним из крупнейших центров европейской архитектуры. Но различные архитектурные стили и направления существовали здесь подчас одновременно.
У истоков британской архитектурной традиции стоял Иниго Джонс (1573-1652), английский архитектор, дизайнер и художник.

Посмертный портрет Иниго Джонса кисти Уильяма Хогарта (написан по прижизненному портрету Ван Дейка)

Иниго Джонс родился в 1573 г. в Лондоне в семье суконщика. В 1603-1605 гг. Джонс в Италии обучался рисованию и оформительскому искусству. Вернувшись на родину, занимался созданием декораций для театральных представлений, он сыграл значительную роль в развитии европейского театра.
В 1613-1615 гг. Джонс снова в Италии, он изучает работы Андреа Палладио, античную и ренессансную архитектуру. В 1615 г. Джонс становится главным смотрителем королевских строений, в Гринвиче вскоре приступает к строительству загородного особняка королевы Анны, супруги Якова I.

Куинз-хаус

Двухэтажный Куинз-хаус представляет собой монолитный куб, совершенно белый и почти без архитектурных украшений. В центре паркового фасада расположена лоджия. Куинз-хаус явился первой английской постройкой в стиле классицизма.

Тюльпановидная лестница Куинз-хауса в Гринвиче

Следующая работа архитектора – Банкетинг-хаус в Лондоне (1619-1622). Его двухэтажный фасад почти весь покрыт архитектурным убранством. В интерьере двухъярусная колоннада воспроизводит облик античного храма. Постройки Джонса соответствовали вкусам английского двора того времени. Но творчество Джонса было оценено по достоинству только в XVIII в.: оно заново открыто поклонниками Палладио, а его работы стали образцами для построек английского палладианства.

Банкетинг-хаус

В конце XVI-начале XVII вв. важную роль в истории дворца сыграли театральные представления («маски»). Особенно славились декорации и костюмы, созданные Иниго Джонсом, талантливым театральным художником.
Банкетинг-хауз имеет 34 м в длину, 17 м в ширину и столько же в высоту. Над высоким цоколем поднимаются два этажа. Ритмично расположены по фасаду широкие окна. Центр здания выделен 8-ю колоннами ионического ордера в нижнем ряду, коринфского – в верхнем. Над окнами верхнего этажа создан фриз в виде высеченных в камне гирлянд. Изящная балюстрада завершает всю композицию. Единственный зал этого здания украсил Рубенс .
В конце XIX в. в здании разместили экспозицию военно-исторического музея.

Новый этап в истории английской архитектуры начался во второй половине XVII в., когда появились первые постройки сэра Кристофера Рена (1632-1723), одного из наиболее известных и почитаемых английских зодчих.

Готфрид Кнеллер «Портрет Кристофера Рена» (1711)

Сэр Кри́стофер Рен, архитектор и математик, перестроил центр Лондона после великого пожара 1666 г. Он создал национальный стиль английской архитектуры – реновский классицизм.
Рен был ученым, занимался математикой и астрономией, к архитектуре обратился, когда ему было уже за тридцать. На протяжении долгой и плодотворной деятельности ему удалось осуществить почти все свои замыслы. Он строил дворцы и храмы, библиотеки и театры, госпитали и ратуши, обустраивал жилые кварталы Лондона. Собранные воедино, многочисленные постройки Рена могли бы составить средних размеров город. После «великого пожара» 1666 г. Рен принимал самое активное участие в восстановлении Лондона: он выстроил заново свыше 50 из 87 сгоревших церквей. Венцом этой деятельности стал грандиозный и величественный собор св. Павла, ставший величайшим культовым сооружением протестантского мира.

Расположенный на берегу Темзы королевский госпиталь в Гринвиче – последнее крупное сооружение Кристофера Рена. Большой комплекс госпиталя состоит из 4 корпусов, образующих прямоугольные дворы с просторной площадью между передними корпусами, обращенными к реке портиками фасадов. Широкие ступени, по обе стороны которых расположены величественные купольные постройки, ведут на вторую площадь между второй парой дворов. Обрамляющие площадь колоннады из сдвоенных колонн образуют очень эффектную перспективу, заканчивающуюся Куинз-хаусом Иниго Джонса. В строительстве Гринвичского госпиталя принимал участие также архитектор Николас Хоксмур (1661-1736). Он начал работы еще при жизни Рена и продолжил их после смерти зодчего.
Рен шёл по пути Иниго Джонса. Но Джонс впитал дух итальянского Возрождения, а Рен творил в стиле классицизма.
Традиции Кристофера Рена продолжил Джеймс Гиббс (1682-1754) – наиболее яркая и самобытная фигура английского зодчества первой половины XVIII в., один из немногих представителей стиля барокко в британской архитектуре. Строил также в палладианском стиле, заимствуя у него отдельные элементы.

A. Солди «Портрет Джеймса Гиббса»

Наибольшее влияние на творчество Гиббса оказали работы Кристофера Рена, но Гиббс постепенно выработал свой собственный стиль. Его знаменитая библиотека Рэдклиффа в Оксфорде, строгая и монументальная, занимает одно из первых мест среди лучших памятников английской архитектуры.

Библиотека – наиболее значительная из построек Гиббса по масштабу и по художественным достоинствам. Это своеобразное центрическое сооружение состоит из 16-гранного цоколя, цилиндрической основной части и купола. Цоколь прорезан большими арочными дверными и оконными проемами; круглая основная часть разделена парными колоннами на 16 простенков, в которых чередуются расположенные в два яруса окна и ниши. Над балюстрадой поднимается увенчанный фонарем купол.
Библиотека является одним из лучших памятников английской архитектуры.
Ещё один шедевр Гиббса – церковь Сент-Мартин ин зе Филдз.

Церковь Сент-Мартин ин зе Филдз

Она украшает Трафальгарскую площадь в Лондоне. В Сент-Мартин ин зе Филдз прослеживается влияние Кристофера Рена, но колокольня не выделена в отдельную постройку, она составляет со зданием церкви единое целое. Первоначально это решение архитектора современники критиковали, но позднее церковь стала образцом для многочисленных англиканских церквей в самой Англии и за ее пределами

Английское палладианство

Английское палладианство связано с именем Уильяма Кента (ок. 1684-1748), архитектора, археолога, живописца и издателя.

Вилла в Чизике (1723-1729)

Вилла была возведена лордом Бёрлингтоном при непосредственном участии Уильяма Кента . Это самая знаменитая постройка английского палладианства. Она почти буквально повторяет виллу «Ротонда» Андреа Палладио, за исключением фасадов.

Парк виллы в Чизике

Парковый фасад украшен портиком с фронтоном, к портику ведёт сложная и изысканная лестница. Вилла не предназначалась для проживания, в ней нет ни спален, ни кухни, там только помещения для художественных коллекций Бёрлингтона.
Благодаря покровительству лорда Бёрлингтона, Кент получал заказы на строительство публичных зданий в Лондоне, например, Хорс-гардс.

Хорс-гардс

Хорс-гардс – казармы конногвардейского полка в Лондоне. Это самая зрелая работа Уильяма Кента.
Уильям Кент построил в Лондоне несколько дворцов. Выполнял заказы по оформлению интерьеров загородных резиденций английской знати. Главной работой Кента стала усадьба Холкем-холл в графстве Норфолк.

Усадьба Холкем-холл в графстве Норфолк

Она предназначалась для художественной коллекции лорда Лестера. Особенно знамениты интерьеры Холкем-холла, полные шёлка, бархата и позолоты. По рисункам Кента изготовлялась также мебель.

Английский парк

Пейзажный английский парк – важное достижение английской архитектуры XVIII в. В пейзажном парке создавалась иллюзия реальной, нетронутой природы, здесь не чувствовалось присутствия человека и современной цивилизации.
Первый пейзажный парк был устроен в палладианскую эпоху в усадьбе поэта Александра Попа в Твикнеме (пригород Лондона). Французский регулярный парк казался ему олицетворением государственной тирании, которая подчинила себе даже природу (парк Версаля). Англию поэт считал свободной страной. Новатором в садово-парковом искусстве Англии стал Уильям Кент . Он создал лучшие пейзажные парки той эпохи: парк виллы Чизик-хаус, парк «Елисейские поля» в Стоу в Центральной Англии.

Парк «Елисейские поля»

Особенно сильное впечатление производили искусственные, специально построенные руины, носившие название Храма современной добродетели. По всей видимости, руины символизировали упадок нравов в современном обществе и противопоставлялись роскошному Храму древней добродетели, выстроенному У. Кентом в античном стиле.

Храм древней добродетели, выстроенный У. Кентом в античном стиле, представляет собой круглую купольную постройку, окруженную колоннадой из 16 гладких ионических колонн, установленных на невысоком подиуме. Храм имеет два входа в виде арочных проемов, к каждому из которых ведет 12-ступенчатая лестница. Внутри храма 4 ниши, в которых установлены исполненные в человеческий рост статуи древнегреческих знаменитостей.
Уже в середине XVIII в. пейзажные парки были распространены в Англии, во Франции, Германии, России.

Последним крупным представителем палладианства в английской архитектуре был Уильям Чеймберс (1723-1796) – шотландский архитектор, представитель классицизма в архитектуре.

Ф. Котес «Портрет У. Чеймберса»

Чеймберс внес значительный вклад в развитие садово-паркового искусства. Благодаря Чеймберсу в традиционном английском пейзажном парке появились экзотические (китайские) мотивы.

Больша́я па́года – первое сооружение в духе китайской архитектуры в Европе. Была построена в ричмондских садах Кью в 1761-1762 гг. по проекту придворного архитектора Уильяма Чэмберса в соответствии с пожеланием матери короля Георга III, Августы. Высота 50 м, диаметр нижнего яруса 15 м. Внутри пагоды устроена лестница из 243 ступеней, крыша облицована кафельной плиткой.
Подражания пагоде в Кью появились в Английском саду Мюнхена и других уголках Европы. По прихоти Екатерины II соотечественник Чэмберса, Чарлз Камерон, спроектировал аналогичное сооружение в центре Китайской деревни Царского Села, однако проект не был воплощён в жизнь. Но китайские домики всё же были построены.

Китайские домики. Китайская деревня в Александровском парке Царского Села

Архитектура неоклассицизма

Когда в середине XVIII в. в Италии начались первые археологические раскопки древних памятников, в Рим отправились все крупнейшие представители английского неоклассицизма , чтобы увидеть руины древних сооружений. Другие английские архитекторы отправлялись в Грецию для изучения древнегреческих построек. В Англии неоклассицизм отличался тем, что воспринял от античности лёгкость и изящность, особенно это касалось английских неоклассических интерьеров. же, наоборот, все постройки были более лёгкими и изящными.

Г. Уилисон «Портрет Роберта Адама»

Особую роль в архитектуре английского неоклассицизма сыграл Роберт Адам (1728-1792), шотландский архитектор из династии палладианцев Адамов, крупнейший представитель британского классицизма XVIII в. Адам опирался на изучение античного зодчества и использовал строгие классические формы. Архитектурная деятельность Адама была очень широкой. Вместе с братьями Джеймсом, Джоном и Уильямом он возводил усадебные дома и общественные здания, застраивал целые улицы, площади, городские кварталы Лондона. Его творческий метод – рационализм, облеченный в формы греческой античности.

Дом в усадьбе Сайон-хаус в Лондоне. Арх. Р. Адам (1762-1764). Приемная. Лондон (Великобритания)

Приемная в усадьбе Сайон-хаус – один из наиболее известных интерьеров Адама. Комната украшена двенадцатью колоннами из голубого мрамора с позолоченными капителями и скульптурами наверху. Стволы этих колонн подлинно античные – они найдены на дне реки Тибр в Риме, капители же и скульптуры исполнены по рисункам самого Адама. Колонны здесь не поддерживают потолок, а просто приставлены к стене, но они придают комнате величественный вид.

Интерьеры Адама ещё при жизни мастера многие считали высшим достижением английской архитектуры. Традиции их искусства долго сохраняли свое значение в английской архитектуре.
Но в неоклассицизме XVIII в. были два архитектора, манера которых отличалась от «стиля Адама»: Джордж Дэнс Младший (1741-1825) и сэр Джон Соун (1753-1837). Самой известной постройкой Дэнса была тюрьма Ньюгейт в Лондоне (не сохранилась). Джон Соун во многом следовал манере Дэнса, был главным архитектором здания Английского банка (1795-1827) и посвятил его строительству значительную часть жизни.

«Готическое возрождение» (неоготика)

В середине XVIII в. в Англии появились постройки, в которых использовались мотивы готической архитектуры: стрельчатые арки, высокие крыши с крутыми скатами, витражи. Этот период увлечения готикой принято называть «готическим возрождением» (неоготикой). Он продолжался до начала XX в. и стал популярным стилем до настоящего времени: в Англии нередко строят здания в готическом стиле).
Основателем «готического возрождения» был граф Хорас Уолпол (1717-1797) – литератор, автор первого романа ужасов «Замок Отранто». В 1746-1790 гг. он перестроил в готическом стиле свою виллу в усадьбе Строуберри-хилл (Твикнем, пригород Лондона).

Вилла

Аббатство Фонт-хилл в Центральной Англии было построено в 1796-1807 гг. архитектором Джеймсом Уайетом (1746-1813).

Аббатство Фонт-хилл (до настоящего времени не сохранилось)

Уже в XIX в. готический стиль стал государственным. В этом стиле в середине XIX в. строилось здание Парламента в Лондоне (арх. Чарльз Бэрри) – одно из главных сооружений английской архитектуры того времени.

Основные особенности развития архитектуры XVIII века в России

XVIII век - важный в истории российской архитектуры, расцвет архитектуры в России:

  • Характерны три направления, которые проявлялись последовательно в течение века: барокко, рококо, классицизм. Происходит переход от барокко (нарышкинского и петровского) к классицизму второй половины XVIII века.
  • Западные и российские традиции, Новое время и Средневековье удачно сочетаются в архитектуре.
  • Появляются новые города, рождаются памятники архитектуры, которые сегодня относятся к историческому и культурному наследию России.
  • Санкт-Петербург становится главным центром строительства: построены дворцы с фасадами и парадными сооружениями, созданы дворцово-парковые ансамбли.
  • Возведению объектов гражданской архитектуры уделялось особое внимание: театры, заводы, верфи, коллегии, здания общественного и промышленного назначения.
  • Происходит начало перехода к плановой застройке городов.
  • В Россию приглашаются зарубежные мастера: итальянские, немецкие, французские, голландские.
  • Во второй половине XVIII века дворцово-парковые постройки становятся достопримечательностью не только столичных, но и губернских и уездных городов.

Развитие архитектуры России XVIII века можно условно разделить на три временных периода, на каждый из которых приходится развитие того или иного направления, а именно:

  • Первая треть XVIII века. Барокко.
  • Середина XVIII века. Барокко и рококо.
  • Конец XVIII века. Классицизм.

Уделим внимание более подробно каждому из периодов.

Основные архитектурные стили XVIII века в России

Первая треть XVIII века неразрывно связана с именем Петра I. Города России в этот период претерпевают изменения с точки зрения архитектурной планировки и в социально-экономическом аспекте. С развитием промышленности связано возникновение большого количества промышленных городов, поселков. Большое значение уделяется внешнему виду, фасадам обычных зданий и сооружений жилого назначения, а также театрам, ратушам, больницам, школам, домам для сирот. Активное использование кирпича взамен дерева в строительстве приходится на 1710 год, но касается, прежде всего, столичных городов, вместе с тем для периферийных городов кирпич и камень относятся к запретной категории.

Одновременно с развитием гражданского строительства, значительное внимание уделяется благоустройству улиц, освещению, высаживаются деревья. Во всем сказалось западное влияние и воля Петра, которая выражалась изданием указов, революционно изменивших градостроительство.

Замечание 1

Россия занимает достойное место в градостроительстве и благоустройстве, догнав тем самым Европу.

Главное событие начала столетия - строительство Санкт-Петербурга и московской Лефортовской слободы. Петр I отправляет учиться в Европу отечественных мастеров, пригласив в Россию зарубежных архитекторов. Среди них Растрелли (отец), Мичетти, Трезини, Леблон, Шедель. Преимущественное направление данного периода - барокко, которому присущи одновременное сочетание реальности и иллюзии, пышности и контраста.

Строительство Петропавловской крепости в 1703 году и Адмиралтейства в 1704 году знаменует собой начало возведения Санкт-Петербурга. Благодаря слаженной работе зарубежных и российских мастеров западные архитектурные черты слились с исконно русскими, создав в итоге русский барокко или барокко Петровской эпохи. К данному периоду относится создание летнего дворца Петра Первого, Кунсткамера, дворец Меньшикова, здание Двенадцати коллегий, Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. На более поздний период приходится создание ансамблей Зимнего дворца, Царского села, Петергофа, дворца Строгановых, Смольного монастыря. Церкви Архангела Гавриила и Иоанна Воина на Якиманке - архитектурные творения в Москве, Петропавловский собор - в Казани.

Рисунок 1. Адмиралтейство в Санкт-Петербурге. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Невосполнимой утратой стала смерть Петра I для государства, хотя по существу не оказала влияния на развитие архитектуры и градостроительства в середину XVIII века. В российском государстве остались сильные кадры. Мичурин, Бланк, Коробов, Земцов, Еропкин, Усов - ведущие русские архитекторы времени.

Рококо - стиль, характеризующий данный период, сочетание барокко и только зарождающегося классицизма. Галантность и уверенность - основные черты того времени. Здания того времени еще обладают пышностью и помпезностью, одновременно проявляя строгие черты классицизма.

Период рококо совпадает с правлением дочери Петра - Елизаветы и отмечен творчеством Растрелли (сына), проекты которого очень органично вписывались в историю русской архитектуры XVIII столетия. Растрелли был воспитан на русской культуре и хорошо понимал русский характер. Его творчество шло в ногу с современниками Ухтомским, Чевакинским, Квасовым. Широкое распространение получили купольные композиции, заменив шпилеобразные. В русской истории отсутствуют аналоги размаха и парадности, присущие ансамблям того времени. На смену высокому искусству Растрелли и его современников при всем их признании, приходит классицизм во второй половине XVIII века.

Замечание 2

Самые грандиозные проекты периода - новый генеральный план Петербурга и перепланировка Москвы.

В последнюю треть XVIII века в архитектуре начинают проявляться черты нового направления - русского классицизма, - так его назвали впоследствии. Данное направление характеризуют античная строгость форм, простота и рациональность конструкций. Классицизм наиболее проявил себя в московской архитектуре того времени. Среди множества известных творений нужно отметить дом Пашкова, Царицынский комплекс, дворец Разумовских, здание Сената, дом Голицына. В то время в Петербурге происходит возведение Александро-Невской лавры, Эрмитажа, Эрмитажного театра, Академии наук, Таврического дворца, Мраморного дворца. Казакаов, Ухтомский, Баженов - известные и выдающиеся архитекторы того времени.

Изменения коснулись многих провинциальных городов, среди них: Нижний Новгород, Кострома, Архангельск, Ярославль, Ораниенбаум (Ломоносов), Одоев Богородицк, Царское село (Пушкин).

В данный период рождаются экономические и промышленные центры российского государства: Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург и другие.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Архитектура XVIII Искусство проектировать и строить разнообразные здания, сооружения и их комплексы. Петропавловский собор (Санкт-Петербург,Россия)

3 слайд

Описание слайда:

Архитектура делится Нарьшкинское (русское) барокко. Классицизм Архитектурные стили XVIII века. Барокко Растрелли Ф. Б. Смольный монастырь,

4 слайд

Описание слайда:

Архитектура Классицизм Художественный стиль в европейском искусстве XVII века. Рассматривал античность как этическую и художественную норму. Для него характерны героический пафос, пластическая гармония и ясность Барокко Один из художественных стилей конца XVI середины XVIII веков, тяготевший к парадной торжественности, декоративности, напряжённости и динамичности образов. Для барокко характерно тяготение к ансамблю и синтезу искусств.

5 слайд

Описание слайда:

Растрелли Ф.Б. русский архитектор итальянского происхождения (1700 - 1771) Родился предположительно в Париже. Первоначальное образование получил под руководством отца - скульптора Карла-Варфоломея Растрелли. Помогал ему в выполнении заказов. Приглашен в Россию 1830 году. В Петербурге было сооружено несколько выдающихся ансамблей, в том числе Смольный монастырь, а также Петергофский (1747-1752) и Царскосельский дворцы (1752-1757), здание Зимнего дворца, собор Св. Андрея в Киеве (1774-1748) и Смольный монастырь (1748-1755)

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Чарльз Камерон (1746 - 1812) Родился в Лондоне, в семье строительного подрядчика. Первоначально работал в качестве художника, создававшего эскизы предметов декоративно-прикладного искусства, затем был архитектурным рисовальщиком и гравером. В 1779 приглашен в Россию для строительства терм в Царском селе как наиболее известный в Европе исследователь построек этого типа. В 1779 определен архитектором императорского двора, отвечавшим за "строения" Царского Села. Его наиболее выдающиеся работы в этом ансамбле - комплекс терм, включающий "Холодные бани", "Агатовые комнаты" (1779-1785), прогулочную "Камеронову галерею" и "Висячий сад" (1783-1786), а также пандус. Начиная с 1779 и вплоть до 1786 Камерон работал в Павловске для великих князей. После воцарения Павла I Камерон был отставлен от должности придворного архитектора, однако в 1800 году вновь взят на службу в Императорский Кабинет. В 1803-1806 он являлся главным архитектором Адмиралтейства. Сыграл значительную роль в развитии зрелого классицизма в русской архитектуре, соединяя палладианские идеи со стремлением к археологически точному "оживлению" античности.

9 слайд

Описание слайда:

Чарльз Камерон английский архитектор, большую часть жизни проработавший в России (1746 - 1812) Камеронова галерея. Лестница 1782 - 1785 Россия, Царское село

10 слайд

Описание слайда:

Чарльз Камерон английский архитектор, большую часть жизни проработавший в России (1746 - 1812) Дворец в Павловске 1779 - 1786 Россия, Павловск

11 слайд

Описание слайда:

Дж. Кваренги итальянский архитектор, работал в России, яркий представитель классицизма XVIII века (1744 - 1817) Родился близ Бергамо в семье художников. По семейной традиции должен был стать священнослужителем, но, видя тягу сына к рисованию, отец направил его в Рим, где он увлекся архитектурой. Во время путешествий по Италии познакомился с бароном Гриммом, который пригласил архитектора в Россию (1780), где Кваренги стал придворным архитектором Екатерины II. Строил много сооружений для двора и придворных, преимущественно в Петербурге, Петергофе и Царском Селе; здание Академии наук в Петербурге, Смольного института (1806-1808). Наряду с постройками, оставил значительное графическое наследие. Занимался гравюрами и офортами, подготовил и издал гравированные альбомы "Эрмитажный театр" (1787), "Ассигнационный банк" (1791), "Георгиевский зал Зимнего дворца" (1791), "Странноприимный дом имени графини Шереметевой" (1800-е). Постройки Кваренги отличаются ясностью планировочных решений, простотой и четкостью композиций, монументальной пластичностью форм, которая достигается введением торжественных колоннад, выделяющихся на фоне гладких поверхностей стен. Кваренги привнес в русское зодчество высшие достижения западной, итальянской архитектуры и свою горячую приверженность приемам А. Палладио.

12 слайд

Описание слайда:

Баженов В.И. великий русский архитектор XVIII века, рисовальщик, теоретик архитектуры (1738 - 1799) Баженов - первое в истории отечественной архитектуры имя международного масштаба. Он поднял русскую архитектуру до европейского мастерства в внес в нес самобытные национальные черты, благодаря чему можно говорить о «русском классицизме». Щедрость его дарования, широта творческого размаха тесно переплелись с неудачами личной судьбы. непризнанием современников. Но великие архитектурные замыслы Баженова, такие, как Большой Кремлевский дворец, ансамбль в Царицыне, не были реализованы

13 слайд

Описание слайда:

Баженов В.И. великий русский архитектор XVIII века, рисовальщик, теоретик архитектуры (1738 - 1799) В 1767 году Баженов по поручению Екатерины II приступил к реконструкции Кремля. Согласно проекту Баженова Кремль превращался в новый центр Москвы. Главная часть дворца занимала пространство от Спасских ворот по набережной Москвы до Водовзводной башни. Кремлевская стена оставалась только со стороны Красной площади. Центром всей композиции должна была стать Овальная площадь - площадь народных собраний. Она связывалась сквозь огромные арки тремя лучами проспектов, идущих от Троицких, Никольских в Спасских ворот с площадями меньших размеров. Однако колоссальные размеры предполагаемого дворца делал постройку экономически нереальной. Императрица вскоре остыла к этой затес, и в 1775 году строительство было остановлено..

14 слайд

Описание слайда:

Баженов В.И. Дом Пашкова во всех описаниях города, изданных после 80-х годов ХУIII века, называют «самым прекрасным зданием Москвы», «жемчужиной русской архитектуры». Он венчает Ваганьковский холм напротив Кремля. В 1780- 1790-е годы, после неудач, постигших Баженова, он принимает частные заказы на строительство особняков. Среди заказчиков - гвардии капитан-поручик П.Е. Пашков, внук деншика Петра 1. Вот почему это здание по сей день именуют Пашков дом. Дворец был центром городской усадьбы, включавшей флигели, хозяйственные постройки, сад с прудами, фонтанами, диковинными птицами. Здание украшали статуи античных богов - Марса, Флоры, Минервы. Дворец Пашковых 1784 – 1786

 

 

Это интересно: