→ Промышленный туризм технология организации. Производственный туризм

Промышленный туризм технология организации. Производственный туризм

Промышленный туризм - новый мировой тренд. На международной туристической выставке «Отдых» эту свежую тенденцию на едином стенде представили Калининградская область и Уральские регионы (Пермский край, Удмуртия и Екатеринбург).

«Урал имеет большой потенциал для промышленного туризма, здесь много интересных объектов и много энтузиастов», - подчеркнул заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Роман Скорый на панельной сессии «Промышленный туризм - новый мировой тренд: лучшие региональные и международные практики», состоявшейся в рамках Международной туристической выставки «Отдых» в Москве.

В уральских городах сохранилось много старинных производств: заводы Демидовых, Строгановых и другие. Особенно интересны они будут иностранному туристу. Ведь в России и на Западе производственное развитие шло разными путями. У нас всегда было много земли, и утратившие свое значение производства просто бросали, а новый завод строили на новой площадке. В Европе, наоборот, производственные здания перестраивали и даже сносили, чтобы на их месте воздвигнуть новые цеха, а оборудование переплавляли и утилизировали. В результате - там почти не сохранилось исторических производств. И чтобы посмотреть, каким был, например, металлургический завод в XVII - XVIII веке, туристам придется поехать в Россию. Кроме исторических заводов на Урале есть интересные производственные комплексы Советского периода, а также современные предприятия.

«Промышленный туризм - это лучшая реклама предприятия», - считает руководитель агентства «Профи-тур» (Калининград) Наталья Казакова. Ведь это возможность для продвижения продукции предприятия как на российском, так и на зарубежных рынках. Это создание доверия потребителя к продукции завода. Это важно, например, для производства продуктов питания, автомобилей, бытовой техники, мебели и т.д. В то же время промышленный туризм может нести образовательную и профориентационную функцию.

«Показать наши производства, значит продемонстрировать школьникам и студентам наш образовательный потенциал. Чтобы они выбирали не только гуманитарные специальности, но и технические», - добавила заместитель председателя Исполкома по международным отношениям Ассамблеи народов России Елена Годовых. В России сейчас не хватает инженеров, конструкторов. Молодежь можно привлекать к профессиям путем экскурсий на производства.

В дискуссии приняли участие руководители турфирм, организующих экскурсии на действующие промышленные предприятия Москвы, Калининграда и Перми. Все они отметили, что создание промышленного турпродукта - не простая задача. Это бизнес-план на несколько лет по выстраиванию взаимоотношений с предприятием. Ведь экскурсии нужно организовать так, чтобы они не мешали производственному процессу. Это, порой, требует больших вложений. К тому же под такой экскурсионный проект заводу понадобится штат сотрудников. Есть проблемы с законодательной базой по посещению индустриальных объектов. Тем не менее, нет предприятий, не готовых к сотрудничеству. Руководители производств понимают, что это рекламно-маркетинговое мероприятие плюс решение кадровой проблемы.

Туроператоры отметили, что промышленный, или как его еще называют, индустриальный туризм - это твердый всесезонный продукт с маржинальностью более 30%. Главное - правильно выбрать программу. Детям от 6 до 12 лет интересно производство мороженого, шоколада, ювелирных и парфюмерных изделий. Им нравится, когда в программе экскурсии есть мастер-класс.

Детям старше 12 лет можно показывать большие современные производственные циклы, им интересна история производства и образовательная программа. Они хотят знать, как работает диспетчерская служба аэропорта, мебельная фабрика, тепличное хозяйство, судостроительный завод и линия по производству молочных продуктов.

бильбао туризм городской брендинг

Долгое время специалисты по городскому развитию и стратегическому планированию доказывали, что стратегия Ї это выбор, выбор лучшего при отказе от хорошего. Казалось бы, нельзя городу с равной силой развивать промышленность и туризм Ї это несовместимые сферы, которые мешают друг другу.

Для брендинга же их сочетание и подавно не подходит, поскольку мешает формированию идентичности и работает на разные целевые аудитории. Но глобальные особенности существования в быстром мире заставляют искать прорывные способы формирования бренда как раз в сфере совмещения несовместимого. Одно из ярких тому доказательств Ї растущая популярность промышленного туризма в Западной Европе и США.

Промышленный туризм Ї это организация регулярных туристических туров на действующие (или некогда действовавшие) промышленные предприятия. Превращение производственной площадки в объект туристической привлекательности. Нельзя сказать, что ранее предприятиям никогда не приходило в голову привлекать туристов. Единичные примеры были, и пионерами в этом смысле явились американские компании. Прецедент случился, когда завод Jack Daniel"s в штате Теннеси (производство виски) в 1866 году открыл свои двери туристам, почти сразу после того, как открылся сам. В начале XX века туристы посещали первые автомобильные заводы Форда в Детройте. Однако лишь совсем недавно Ї в 1990-х годах Ї промышленный туризм из непрофильного хобби отдельных заводовладельцев становится массовым явлением. Почему такая задержка более чем в 100 лет? Потому что сейчас как никогда производители осознают важность формирования впечатлений от производимого товара, а промышленный туризм Ї идеальный инструмент для этого.

Сегодня в США большое число предприятий принимают туристов. Для каждой серьезной компании Ї будь то автосборочный завод, лесопилка или аэропорт Ї считается дурным тоном не открывать себя туристам (потребителям). «Открытие», конечно же, не полное. Выставочно-зрелищный характер придается только части производственных помещений, посетители проводятся по строго очерченному маршруту и видят только то, что им позволено увидеть. Инновационные технологии и другие «секреты фирмы» не раскрываются.

С началом XXI века промышленный туризм приобретает большой размах и в Европе. К 2007 году в одной только Франции 1700 компаний принимали туристов на своих производственных площадках (их подробный реестр и анонсы событий представлены на сайте www.visite-entreprise.com). Лидирует единственная в мире приливная электростанция в Рансе, которую ежегодно посещают 300 тыс. туристов. Эксперты фиксируют, что в сферу промышленного туризма во Франции ежегодно вовлекается около 20 млн человек 50. В Англии шоколадную фабрику Кэдберри в Борнвилле, близ Бирмингема, посещают 400 тыс. человек. В Испании суперпопулярны винные туры, во Франции Ї сырные, в Нидерландах Ї цветочные... В Германии упор делается на постиндустриальный мотив, например заброшенные угольные и соляные шахты в Руре, судостроительные заводы времен Второй мировой войны. Хотя, конечно, открыты и многие действующие предприятия, из которых лидер по посещаемости Ї завод BMW в баварском Вольфсбурге.

Стремительный рост популярности туристических продуктов в промышленном туризме ярко свидетельствует о бурном развитии отрасли. Однако границы ее намного шире, чем принято считать, а потенциал использования для брендинга города еще далеко не исчерпан. Ведь не только промышленные объекты могут быть привлекательными для туристов, но и вообще любая организация или компания, любое рабочее место. Не только производство товаров, но и производство услуг можно превратить в шоу без ущерба для производственного процесса. При наличии мотивации (речь о которой ниже), туристическими объектами могут становиться банки, суды, школы и вузы, региональные и городские администрации, логистические центры, библиотеки, вокзалы и аэропорты, тюрьмы и полицейские участки, издательства, театры и многое-многое другое.

Таким образом, корректнее использовать не ставшее уже привычным понятие «промышленный туризм» (industrial tourism), а другое Ї производственный туризм, в основе которого туристическая привлекательность мест производства товаров и услуг, которую можно создавать и для продвижения бренда города.

Теперь о мотивах и пользе для каждой из участвующих в этом процессе сторон. Почему это интересно туристам? Современные туристы Ї это коллекционеры мест. Согласно исследованиям, 80% туристического рынка составляют люди, которые отправляются в путешествие не в первый раз. Таких людей уже не вполне удовлетворяет стандартный туристский ассортимент Ї морские пляжи, краеведческие музеи и картинные галереи. Они все чаще стремятся к комплексным впечатлениям, охотно совмещая отдых с познанием нового, поправку здоровья с эксклюзивной экскурсией, участие в деловой конференции со спортивной активностью и осмотром достопримечательностей. В этом смысле экскурсии на предприятия Ї это как раз то, что надо. Знакомый город открывается с необычной стороны. Продукты, производящиеся, что называется, в режиме онлайн, сразу же можно потрогат, попробовать, примерить, купить. Особенно востребован производственный туризм у путешествующих с детьми. Детям интересно, что было с мороженым и шоколадкой до того, как они попали в супермаркет.

А зачем это производителям? Прежде всего, пустить потребителя к себе на производство Ї это тонкий и красивый рекламный ход. Это несколько часов изощренной рекламы, которую экскурсант потребляет охотно, поскольку она ему не навязывается, а кроме того это демонстрация честности и прозрачности управления, безукоризненности технологий, уверенности в своих перспективах перед лицом конкурентов.

Есть подозрение, что существует и еще один важный побочный эффект. Превращение производства в туристический объект стимулирует фирму к улучшению корпоративного климата и трудовых отношений. Становятся осмысленными уборка в цехах, чистая рабочая форма, презентабельный вид оборудования и многое другое, в чем, например, среднестатистический российский директор не видел смысла ранее. Да и у работников мотивация к труду меняется, когда на них смотрят как на участников выставочного, образцового процесса.

Итак, фирма получает лояльность потребителей и эффективную поддержку своих брендов. Кроме того, оборот магазинов, продающих продукцию фирмы в точках, где заканчиваются экскурсии, на 40% выше, чем в других точках с аналогичной продукцией. Привлекательно для компаний и то, что организация экскурсий не стоит больших денег, особенно если учесть, какой они дают эффект: «Годовое содержание гида, ведущего экскурсии на предприятии, равно четверти одноразового рекламного листа в журнале «Шпигел».

Наконец, об интересе третьей стороны. Излишне говорить о том, как от стимулирования продаж городских товаров и услуг выигрывает сам город. Помимо налоговой базы и рабочих мест города приобретают новые товарные и сервисные бренды, новые неожиданные и привлекательные элементы бренда, а также большое число туристов. Только в городах есть инфраструктура для производственного туризма Ї транспорт, связь, торговля, гостиницы, кафе. К тому же экскурсии на действующие предприятия Ї это, как правило, дополнительная «нагрузка» к другим туристическим магнитам, которые сконцентрированы опять же в городах. Причем популярнее всего у туристов объекты, которые являются брендами конкретных городов. Например, портовый комплекс в Роттердаме или завод «Ролекс» в Цюрихе.

В СССР организация экскурсий была обязанностью практически каждого солидного предприятия. Этим с удовольствием занимались, например, ветераны труда. Так, были знамениты экскурсии на московские кондитерские фабрики. Что касается современной России, то здесь можно говорить, к сожалению, лишь о прецедентах производственного туризма. Появляются и новые проекты, однако это скорее исключения из правил, и ни один из них не видит своей задачей продвижение города. К тому же осуществляются все они «в нагрузку» к основной деятельности, явно без азарта, как дань моде и без учета тех многосторонних выгод, которые перечислены выше. Начать с того, что на такие экскурсии очень трудно попасть. Чаще всего они доступны только специальным гостям, иногда Ї школьным группам. Например, запись на посещение кондитерской фабрики «Рот Фронт» проводится лишь в течение двух дней в середине августа на год вперед. Вообще, руководители кондитерских производств не видят смысла в приглашении туристов, рассматривают это как социальную нагрузку и стремятся прикрыть непрофильную деятельность. В качестве позитивных примеров можно привести концерн «Балтика», организующий экскурсии на своих заводах в Санкт-Петербурге, Туле и Челябинске, а также Микояновский комбинат и завод «Кристалл» в Москве.

Из российских городов реальные возможности стать столицей производственного туризма имеют Новосибирск, Омск, Екатеринбург, Челябинск, Казань Ї города, имеющие целый ряд крупных производств, отдельные территории которых можно было бы переоборудовать в демонстрационные. А для скольких городов эта сфера могла бы стать спасительной соломинкой! Ведь в России десятки депрессивных городов-призраков, где вскоре не останется почти ничего, кроме печально-величественных руин советской экономики. Это Асбест, Кизел, Чапаевск, Карабаш, Щучье, Байкальск, Копейск, Красноуральск, Тырныауз, Озерный и другие города с тяжелой судьбой Ї таежные, северные, шахтерские, монопрофильные, вахтовые, военные... Вместе с тем практически каждый из них имеет ресурсы для развития производственного туризма. Здесь речь идет, конечно, не о посещении действующих производств, а о превращении в уникальные музеи объектов, которые на своем излете были кошмаром территории. Может быть, для таких городов производственный туризм Ї это почти единственный шанс сохраниться на карте родины.

Что необходимо для организации производственного туризма? Как показывает практика других стран, финансовые затраты на организацию туристических маршрутов по действующим предприятиям сравнительно невелики. Другое дело Ї работа со старыми, брошенными площадками. Здесь нужен специальный инвестиционный проект по превращению их в зрелищное наследие и инструмент городского брендинга. Но и в случае с брошенными производствами, и в случае с действующими требуется один ресурс, который у нас пока в большом дефиците. Это способность самых разных интересов кооперироваться в одном проекте. Первый шаг в производственном туризме Ї это кооперация между городскими и региональными властями, собственниками предприятий, местной бизнес-элитой, местными знатоками-краеведами и туристическими компаниями. Вот оно Ї идеальное поле для государственно-частного партнерства, о котором у нас тоже принято много и абстрактно говорить.

Практика городов, осваивающих производственный туризм, показывает, что, как только одна из фирм начинает приглашать туристов на производство, тут же встает задача сделать их приезд в город «более эффективным» Ї чтобы они могли посетить сразу несколько достопримечательностей подобного рода. Администрация города и торгово-промышленная палата вступают в контакт с другими городскими компаниями и предлагают содействие в организации экскурсий на предприятия. На следующем этапе проекты производственного туризма дают импульсы в другие сектора выращивания бренда через развитие индустрии гостеприимства. Примерно так произошло в 2004-2006 годах в Роттердаме, где центральным проектом производственного туризма стал международный морской порт, а затем, в течение года еще три городских предприятия открыли у себя на территории туристические маршруты.

У кого-то понятие «туризм» ассоциируется с песочком и морем, кто-то сразу думает об осмотре достопримечательностей… Но есть особенный подвид туризма — индустриальный. Любители данного вида отдыха интересуются исследованием различных промышленных, военных объектов, а также заброшенных зданий. Они находят в этом особую эстетику. Если вы также решили увлечься таким направлением отдыха, узнайте все про индустриальный туризм в России — лучшие места для поездки в 2019 году вас привлекут.

История развития

Данный вид отдыха стал развиваться сравнительно недавно — в 60-е годы прошлого столетия. Вообще, еще в 19 веке некоторые заводы пару раз пускали туристов к себе на экскурсию, но в то время люди еще не заинтересовались ими. А вот полвека назад в Великобритании был создан специальный комитет, члены которого добивались сохранения промышленных объектов в качестве культурного наследия.

На исходе тысячелетий, в 80-х годах, европейцы потянулись к старым заводам, шахтам и фабрикам, видя в них «памятники индустриальной эпохи». Ну, а уже после 2000 года такой вид отдыха стал очень популярным. Распространился интернет, а в нем и информация об объектах, которая привлекла множество людей, уставших от привычных пляжей.

В России индустриальный туризм начал зарождаться еще в 18 столетии. Школьников вывозили на рудники и мануфактуры с экскурсиями. Продолжилась такая практика и в СССР. Кроме того, после выхода фильма «Сталкер» молодежь и взрослые заинтересовались посещением заброшенных зданий и запретных зон, и позже название фильма превратилось в синоним для обозначения таких любителей. Ну, а с началом нового тысячелетия все лишь возросло аналогично западному направлению. В 2007 году вышла компьютерная игра S.T.A.L.K.E.R., и молодежь еще больше заинтересовалась объектами индустриального туризма.

Сейчас индустриальный туризм пусть и является менее популярным, чем традиционный, но все-таки интересует миллионы людей по всему миру.

Виды

Данный тип отдыха можно подразделить на несколько видов:

  1. Сталкерство. Это именно сформировавшееся после выхода одноименного фильма посещение заброшенных, старых, не использующихся объектов. Сталкеров привлекают и жилые здания, и целые города (), и заводы. Они не только с удовольствием их осматривают, но и фотографируют — подобно тому, как традиционные туристы снимают достопримечательности.
  2. Диггерство. Диггеры — это те, кто увлечен «подземным миром». Нет, речь здесь идет не о какой-нибудь эзотерике — всего лишь о различных бункерах или станций-призраков метрополитена.
  3. Руфинг. От английского слова «roof», в переводе — «крыша». Руферы любят посещать крыши городских зданий и смотреть на открывающиеся виды. Есть те, кто предпочитает просто созерцать, те, кто получает удовольствие и от экстремального процесса «залезания» по каким-либо лестницам или трубам, наконец, кто-то даже проводит или посещает всяческие культурные мероприятия на крышах.
  4. Пассивный туризм. Не всем нравится проникать в запретные места, такие туристы сродни первым среди индустриальных — они предпочитают ходить на экскурсии на различные действующие производства.
  5. Урбанизм. Туристы-урбанисты получают эстетическое наслаждение от осмотра городских красот. Кто-то «коллекционирует» здания в определенном архитектурном стиле, другим нравятся заброшенные районы.
  6. Постпаломничество. Является разновидностью сталкерства и означает посещение заброшенных культовых сооружений.

Сколько стоит?

Надо сказать, что в России подобных предложений от туроператоров пока что не очень много. Запад все-таки больше увлекся таким видом отдыха. Однако, есть специальные туристические агентства, которые специализируются именно на этом. Отдыхающим предлагаются экскурсии на комбинаты, фабрики, киностудии и даже атомные станции.

В последнюю пятилетку направление стало более перспективным, многие эксперты утверждают, что в России оно может быть развито достаточно хорошо, ведь еще с советской эпохи в стране сохранилось большое количество заброшенных объектов.

Стоимость предложения зависит от платы хозяевам объекта, гидам, расходам на дорогу. К примеру, в Севастополе пятичасовой тур на джипе по заброшенным объектам будет стоить в районе 6 тысяч рублей для группы из 4 человек. Посещение фабрики, где делают Белевскую пастилу, будет стоить в районе 2 тысяч рублей — в эту сумму уже включен проезд туда-обратно из , услуги гида, чаепитие. А вот, к примеру, попасть на Московскую пивоваренную компанию и увидеть процесс изготовления пенного напитка можно бесплатно — производство само организует такие посещения по выходным дням.

Если же человек хочет организовать поездку самостоятельно, то стоимость ее будет напрямую зависеть от расходов на транспорт, проживание и стоимости билета на объект. Понятное дело, что посещение некоторых мест будет вообще бесплатным, ведь заброшенные объекты на то и заброшены.

Безопасность

Кстати, о заброшенных объектах — здесь многое стоит уяснить для того, чтоб приятный отдых не был ничем омрачен. Если индустриальный турист посещает действующий объект или заказывает тур, то, конечно же, это будет включать в себя определенные разрешения и гарантии, а также инструктаж по технике безопасности.

А вот что касается других вариантов, здесь надо действовать самому. Дело в том, что некоторые старые здания могут быть местом, где проживают лица без определенного места жительства, а также маргиналы. Поэтому, прежде чем стать сталкером, лучше всего познакомиться с опытными поклонниками этого направления, узнать все об интересных объектах, возможно, посетить их вместе со знатоками. Кроме того, ходить по заброшенным зданиям или районам стоит в определенной, закрытой одежде — ведь там могут быть осколки, строительный мусор и прочие небезопасные при прямом контакте вещи.

Есть объекты, которые даже охраняются и не предназначены для проникновения туда сторонних лиц. Это наиболее экстремальное направление промышленного туризма, поскольку может быть даже связано с нарушением закона. Кого-то привлекает именно такая недостижимость, но здесь каждый действует на свой страх и риск.

Что касается диггерства и руфинга, надо идти на подобное лишь в полной уверенности в своей физической подготовке, а также при наличии снаряжения. Ведь забраться на крышу достаточно трудно — если речь идет о проникновении через пожарные лестницы, а не о походе на «открытую крышу». Что касается подземных объектов, к примеру, станций-призраков метрополитена, там могут подстерегать опасности в виде обрушения конструкций. Новичкам лучше приобщаться к такому виду туризма в опытной компании. Кроме того, диггерство как таковое также часто связано с нарушением закона, поскольку служебные зоны являются запретными для посторонних.

Как бы то ни было, как правило, промышленный турист — достаточно рисковый человек. Можно призвать только к тому, чтоб тщательно спланировать все тонкости посещения объекта.

Места и объекты в России

Перечислять все объекты внимания промышленных туристов можно долго, но о некоторых популярных точках стоит рассказать.

Сталкерство

На сайтах поклонников данного вида туризма есть статьи о множестве интересных мест. Среди них — такие разные, как:

  1. Заброшенная учебная база ВМФ на острове Русский. Ранее это место было крупнейшим для обучения советских моряков, в настоящее время — популярно среди сталкеров. Кроме самой базы, можно осмотреть остатки «интерьеров» и снаряжения военных.
  2. Усадьба Ольгово в Дмитровском районе Московской области . Построена на рубеже 18-19 столетий, в СССР была домом отдыха и пионерским лагерем. В настоящее время можно осмотреть главный дом и флигеля, здание школы, подсобные помещения, а также приусадебный парк.
  3. Кольская сверхглубокая скважина в Мурманской области. Бурение самого глубокого отверстия в земле, сделанного руками человека, началось в 70-х годах. Однако, в 90-х проект был заброшен. К тому времени отверстие достигло 12 тысяч метров.
  4. Отель «Северная корона» в . Строительство было заморожено в 1995 году, гостиницу пытались построить к тому времени 7 лет. В настоящее время является охраняемым объектом, однако, особо смелые сталкеры проникают внутрь.
  5. Замок Кенигсберг в Калининградской области. Был построен еще в 13 столетии, пережил славные времена как резиденция главы Тевтонского ордена. К сожалению, во времена Второй мировой войны сооружение пострадало. Советские власти пытались построить здесь Дом советов. Сейчас ведутся обсуждения относительно восстановления постройки, но пока что место представляет собой развалины, привлекающие сталкеров.

Диггерство

Популярны среди представителей данного направления заброшенные или строящиеся станции метро. Наиболее развито данное направление, конечно, в и . Однако, в связи с тем, что проникновение на такие объекты является незаконным, экстремальщики тщательно скрывают подробности своих «туристических» вылазок.

Другие места, которые любят посещать диггеры — это заброшенные бункеры. К примеру, один из таких был найден в Челябинске, «туристы» нашли в нем все, что нужно в случае ядерной войны. Находят такие места и прямо в центре — так был обнаружен бункер КГБ.

Руфинг

Излюбленный город руферов в России — . Опять же, данное увлечение отнюдь не приветствуется властями, правда, иногда и сами жильцы дома не против проникновения на крышу со вполне спокойной целью осмотреть панораму. Есть даже специальные сообщества, которые организуют для желающих экскурсии на открытые крыши. Как говорят их руководители, они имеют договоренность с жильцами и обеспечивают безопасность экскурсантов.

Видео о крышах и дворах Северной столицы:

В , по словам руферов, проникнуть на крыши трудней — из-за того, что непросто пройти в сам подъезд. Однако, порой они находят такие варианты: дом на шоссе Энтузиастов, крыша Чайного дома на Мясницкой, БЦ «Оружейный» — это лишь несколько популярных мест.

Пассивный туризм

Это — наиболее простой вид промышленного туризма, поскольку все вполне законно, безопасно и легко. Так, для экскурсантов открыты:

  • Пивоваренный завод «Балтика» в Тульской области ;
  • Липецкое станкостроительное предприятие;
  • «Хохломская роспись» в Нижегородской области;
  • Гидроэлектростанция КамГЭС в Пермском крае;
  • «Студия художественного стекла» в Сочи и другие объекты.

Весьма популярной компанией, предлагающей экскурсии, является «Промтур». Действующая АЭС, Звездный городок, Кондитерский концерн «Бабаевский», Москва-Сити башня Федерация, Мосфильм — это далеко не полный список захватывающих объектов.

Компания «Петротур» в предлагает экскурсии на Императорский фарфоровый завод, Пивоваренный завод «Балтика», фабрику гобеленов «Узор», дамбу, в витражную мастерскую и другие места.

Урбанизм

Что касается данного направления, здесь все просто. Если вы являетесь поклонником определенного стиля в архитектуре, стоит просто поискать, где есть много объектов или целые районы такой застройки. В России есть множество зданий в стиле сталинского ампира, конструктивизма, а также промышленные постройки 19 столетия.

Постпаломничество

Среди интересных объектов в России — такие, как:

  1. Заброшенный храм Казанской иконы Божьей Матери в Московской области . Построен в конце 18 столетия напротив усадьбы Чернышева. В советское время музея здесь не организовали, а потому и усадьба, и храм пришли в упадок. В настоящее время туда весьма легко проникнуть.
  2. Тихвинская церковь в Глухово. Была построена в 18 веке, в 19 столетии — отреставрирована. Советская власть разрушила колокольню, а в церкви установила мельницу, вскоре храм был заброшен.
  3. Церковь Рождества Христова в Илкодино. Построена в 19 столетии в стилях ампир и классицизм. В годы советской власти храм закрыли.
  4. Анненкирхе (Санкт-Петербург). Лютеранская церковь, в отличие от многих объектов внимания промышленных туристов, весьма доступна для посещения, кроме того, в ней проводятся культурные мероприятия — идет сбор средств на реставрацию.
  5. Новоторжский Борисоглебский монастырь. Был заложен в 18 столетии. Монументальный храм, а также прилегающие постройки, являют собой достаточно неплохо сохранившийся комплекс.

Перечислять интересные места России в рамках индустриального туризма можно достаточно долго. Конечно, в определенных его ветвях «точки» не афишируются вследствие противоречий с законом, зато на другие объекты можно попасть легально и легко — были бы деньги на экскурсию. Если вам интересно попробовать посетить такие места, отыщите сообщества увлеченных этим людей в ваших широтах или крупных городах — и вы обязательно найдете то, что привлечет именно вас.

 

 

Это интересно: